Контрибуции являлись особым способом возмещения понесенного государством-победителем экономического ущерба проигравшей в войне стороной. Выплата контрибуционного долга после поражения в войне требовала значительного повышения экономической активности государства и увеличения налогообложения населения. В случае несвоевременной выплаты контрибуции страна-победитель имела юридическое право для возобновления боевых действий. Правители побежденных государств по-разному выходили из сложившейся ситуации в зависимости от их способности и умения решать возникшие экономические проблемы. Рассмотрим наглядные примеры выплаты Риму контрибуции в размере 26 000 талантов за период 201-187 годов (здесь и далее все даты до новой эры) тремя величайшими державами Средиземноморья – Карфагеном, Македонией и царством Селевкидов.
После поражения во второй Пунической войне в 202 году карфагеняне по условиям заключенного мирного договора должны были выплачивать Риму огромную контрибуцию в 10 000 талантов серебром (примерно 300 тонн) равными ежегодными платежами на протяжении 50 лет. Один аттический талант составлял 26.2 килограмма. Римский талант больше греческого и соответствует 32.3 килограммам серебра. В 196 году народное собрание Карфагена избрало своим вождем Ганнибала, который отсутствовал на родине 36 лет, проведя их на территории Испании и Италии. Теперь великий полководец обратил свой гений к новым целям – восстановлению процветания страны. Первым делом Ганнибал пожертвовал 1/10 своего состояния в казну города, тем самым отрекаясь от олигархического сословия. Обнаружив, что государственный доход не позволяет выплачивать римлянам ежегодную контрибуцию без введения новых налогов, Ганнибал стал лично контролировать деятельность должностных лиц, ведавших финансами, на корню пресекая их коррупционные действия. Для полководца, который слишком много времени провел в походных лагерях и умудрялся ежедневно добывать пищу для своего войска на территории противника, не составило особого труда восстановить систему поступления налогов в казну Карфагена и покончить с иерархией государственных служащих, к рукам которых прилипали деньги. Не удивительно, что уже через семь лет Карфаген предложил Риму досрочно выплатить оставшийся долг за 43 года вперед.
После поражения в 197 году в битве при Киноскефалах царь Македонии Филипп V по условиям мирного договора обязался выплатить Риму контрибуцию в 1000 талантов. Половину контрибуции Филипп должен был выплатить немедленно, а остаток равными взносами на протяжении десяти лет. Согласно источнику в лице летописца Ливия в последующие годы Филипп резко увеличил поступления в казну, повысив налоги на урожай и пошлины на ввозимые морем товары, а также возобновил работу на заброшенных рудниках и начал разрабатывать множество новых. В 190 году консул Луций Сципион повел римское войско через Македонию и Фракию к Геллеспонту на войну с Антиохом Великим. Этот путь был бы для него трудным и тяжелым, если бы Филипп не приготовил для армии римлян дороги, заранее наведя мосты на маршруте движения, и не обеспечил необходимыми запасами продовольствия. За это Сципион тотчас же освободил царя Македонии от недоимок, получив на это полномочия Сената. Таким образом, за оказание содействия в войне с сирийским царем римляне простили Филиппу остаток долга контрибуции примерно на 150 талантов.
После поражения в битве при Магнесии в 192 году римляне наложили на Антиоха III огромную контрибуцию в размере 15 000 талантов. Государственная казна сирийского царства была истощена, и Антиох решил для погашения долга воспользоваться храмовыми сокровищами в Сузиане. В 187 году сирийский царь с отрядом воинов погиб, стремясь заполучить сокровища храма Бела. По свидетельству Страбона: «Когда Антиох Великий пытался ограбить храм Бела, соседние варвары, все сами по себе, напали на него и убили». Нельзя исключить, что главной целью царя являлось стремление добиться политического подчинения элимеев, которые могли принять весть о поражении Антиоха в войне с римлянами как сигнал к борьбе за собственную независимость. Однако, неоспоримо, что, прежде всего Антиоха волновал вопрос пополнения казны. Античные историки подчеркивают колоссальный размер контрибуции, которую Селевкидам предстояло выплачивать Риму. У царя не было поводов сомневаться в лояльности элимеев, так как среди прочих народов они сражались за него в битве при Магнесии. Показательно и место действия неподалеку от Суз, одной из столиц Ахеменидов. По всей видимости, Антиох намеревался предъявить свои права на серебро, некогда принадлежавшее персидской династии, как более чем за 20 лет до этого поступил в другой Ахеменидской сокровищнице в Экбатанах. Тогда сирийский царь конфисковал золота, серебра и украшений из драгоценных металлов, оставшихся в стенах дворца на 4000 талантов.
Когда Митридат I захватил Сузы, парфянский царь довершил начатое Антиохом Великим и ограбил храм Артемиды. Его достоянием стали 10 000 талантов, принадлежащих богине. Отмечу, что в персидских Сузах Александр Македонский по разным данным захватил от 45 000 до 60 000 талантов, в Персеполе – 120 000 - 130 000, в Экбатанах – 26 000 талантов. Общая оценка добытых македонянами сокровищ по Страбону составила 180 000 талантов. Это примерно 4700 тонн серебра