Найти тему
История живописи

Константин Маковский - "последний из могикан великого поколения"

Именно так назвали художника в известном дореволюционном журнале "Нива", в статье по случаю пятидесятилетия его художественной деятельности. Выдержки из этой статьи журнала (№2, 1911 год) будут использоваться в этой публикации - мне кажется, это довольно-таки любопытно, прочитать как более века тому назад еще при жизни художника современники оценивали его творческий путь.

К.Е. Маковский родился в Москве, в 1839 году. Его отец - скромный чиновник московской дворцовой конторы - Е.И. Маковский был искренним знатоком и любителем искусства... Свою любовь он передал и сыновьям (К.Е. и В.Е. Маковским) и деятельно развивал их врожденный талант. Константина он брал с собою каждое воскресенье на "художественную охоту" - на поиски редкостей у московских букинистов и старьевщиков и заставлял его всякий раз брать с собой альбом и по дороге зарисовывать все, что ни встречалось типичного и интересного...
"Портрет Е.И. Маковского, отца художника", К.Е. Маковский, 1856. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет Е.И. Маковского, отца художника", К.Е. Маковский, 1856. Третьяковская галерея, Москва.

Отмечу, что на самом деле у Егора Ивановича Маковского сыновей было три, Николай ("средний" среди братьев) тоже был художником, но самым неименитым, к тому же к моменту публикации он уже много лет как умер, прожив всего 45 лет. Возможно, ему было тяжело пережить смерть отца, ведь тот умер в том же году (1886) несколькими месяцами ранее.

Отец Маковского основал вместе с другими лицами "Школу живописи, ваяния и зодчества" и К.Е. стал одним из первых учеников этой школы. Образование шло так успешно, что уже четырнадцатилетним юношей он стал появляться на выставках, а к семнадцати годам получил все награды и медали, какие были установлены в школе и перешел в Академию художеств прямо в натурный класс.
"Швея", К.Е, Маковский, 1861. Третьяковская галерея, Москва.
"Швея", К.Е, Маковский, 1861. Третьяковская галерея, Москва.

Именно эта школа впоследствии будет преобразована в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в которой будут учиться многие из великих русских живописцев.

Здесь он удивил и профессоров, и товарищей небывалым новшеством: стал писать этюды в натуральную величину. Уже тогда сказалось стремление К.Е. Маковского к громадным полотнам, к широкой и могучей распланировке сюжета.
"Разговоры по хозяйству", К.Е. Маковский, 1868. Частное собрание.
"Разговоры по хозяйству", К.Е. Маковский, 1868. Частное собрание.

Тут, конечно, сложно не согласиться с автором статьи в "Ниве", те кто со мной давно уже на канале, наверное, помнят публикацию о самом большом произведении художника:

Некоторый неуспех постиг молодого художника, когда он конкурировал на малую золотую медаль. Ему отказали в медали не потому, что его картина "Исцеление слепых" была неудачна (наоборот, она была признана превосходною), но по его "крайней молодости"... Неудачен был и второй конкурс - и опять-таки по "посторонней причине": из-за личного столкновения с ректором. И только в третий раз К.Е. Маковский добился своей цели и получил медаль за композицию "Смерть детей Бориса Годунова".
"Исцеление слепых", К.Е, Маковский, 1860. Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург.
"Исцеление слепых", К.Е, Маковский, 1860. Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург.
"Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова", К.Е. Маковский, 1862. Третьяковская галерея, Москва.
"Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова", К.Е. Маковский, 1862. Третьяковская галерея, Москва.

Это "личное столкновение" еще будет иметь продолжение, ведь, как вы наверняка помните, Маковский был одним из участников бунта четырнадцати (когда выпускники Академии отказались участвовать в конкурсе на заявленный сюжет), в результате которого возникнет впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок или попросту передвижники. Об этом тоже кратко упомянут в статье и продолжат рассказ:

Он снял на Английской набережной мастерскую и быстро приобрел крупную известность среди большой публики. К нему посыпались заказы на портреты, в особенности после того, как он блестяще написал портрет императора Александра II. В мастерской модного художника собирались представители и представительницы петербургского большого света. Знаменитейшие красавицы столицы предлагали ему позировать для его боярынь и вакханок.
"Сатир и нимфа", К.Е. Маковский, 1863. Музей изобразительных искусств республики Калмыкия, Элиста.
"Сатир и нимфа", К.Е. Маковский, 1863. Музей изобразительных искусств республики Калмыкия, Элиста.
"Из повседневной жизни русского боярина конца XVII века", К.Е. Маковский, 1868. Частное собрание.
"Из повседневной жизни русского боярина конца XVII века", К.Е. Маковский, 1868. Частное собрание.

На этой любопытной историко-биографической справке я, пожалуй, и завершу сегодняшний рассказ. Изначально я думал уложиться в одну статью, но выдержки из публикации "Нивы" довольно-таки интересны и хочется привести их по максимуму, а формат статьи не позволяет это сделать без ущерба читабельности, увы. Но в следующей части (которую постараюсь опубликовать совсем скоро) обязуюсь закончить рассказ о герое сегодняшней статьи.

Напоследок приведу целиком цитату, использованную в заголовке статьи:

Имя Константина Маковского принадлежит к числу таких имен, которые как бы светятся собственным блеском. У нас было немного таких имен в среде художников даже тогда, когда русское живописное искусство переживало эпоху своего наивысшего расцвета. Теперь же К. Маковский остается одним из самых последних могикан великого поколения и, пережив Перова, Крамского и Верещагина и других своих знаменитых современников, продолжает и поддерживает славу русского искусства в его будничную эпоху.
"Две девушки рассматривают иллюстрации", К.Е. Маковский, 1872. Частное собрание.
"Две девушки рассматривают иллюстрации", К.Е. Маковский, 1872. Частное собрание.

Надеюсь, вам было интересно сегодня. Спасибо за прочтение, подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), ставьте лайки и комментируйте. И до новых встреч на канале "История живописи".