Итак, продолжим сегодня историю Константина Маковского по мотивам публикации в журнале "Нива" 1911 года. Начало сюжета здесь:
Автор очерка продолжает свой рассказ, сетуя на то, что популярность Маковского обернулась и другой стороной медали: "многие из его произведений переплыли океан и остались в руках американских любителей искусства, о чем, конечно, можно только пожалеть". От себя отмечу, что известна история его картины "Боярский свадебный пир", которую хотел приобрести Третьяков, но художник запросил за нее достаточно высокую цену даже для мецената - 20 тысяч рублей. В итоге картину купил американский ювелир за даже большую сумму и картина таким образом и оказалась в США, где находится и по сей день.
Кстати говоря, по поводу этой работы в "Ниве" напишут, что "одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны нашим знакомством с русской стариной, чем десяткам учебников".
Упоминается в статье и самая большая работа Константина Маковского, причем в публикации ошибочно ее называют "самой громадной картиной в России" (на самом деле "Медный змий" Бруни еще громаднее):
"Минин" впервые появился на всероссийской нижегородской выставке в 1896 году. Появление этой картины на родине знаменитого нашего национального героя было, конечно, вполне уместно, и картина имела тогда громадный успех у нынешних земляков Минина, как и у всей русской публики.
Так же в статье упомянута другая "громадная картина" на античный сюжет:
Праздничность с ее яркими красками и ликующим колоритом, так близка кисти К. Маковского и так неотделима от нее, что в иных из его произведений она вступает даже в некоторый компромисс с самою темою картины. Так, например, в "Смерти Петрония" трагический сюжет картины почти тонет в ярком блеске окружающего пиршества.
К сожалению, судьба этой картины не известна, местонахождение не выяснено. В наличии есть только ее черно-белая репродукция, по которой, конечно, "ликующий колорит" уж точно не оценить, но праздничная атмосфера во время трагедии явно присутствует, с этим сложно спорить.
В журнале, конечно, не могли обойти стороной и сотрудничество "Нивы" и Маковского, ведь он был одним из его "старейших и деятельнейших сотрудников". В этой связи любопытно, что в журнале упоминаются некие "художественные премии-картины, которые в свое время "Нива" давала своим подписчикам". И далее там перечисляются эти полотна (ниже приведены некоторые из них) с указанием, что "эти картины имели воспитательно-художественное значение для массы провинциальной публики".
Под "премией" подразумевались бесплатные (для подписчиков журнала) цветные литографии картин художника. Так как они были достаточно большеформатными (для того времени, приблизительно 60*80 см), то их часто вставляли в рамки и вешали на стену.
И, пожалуй, настало время резюмировать мою публикацию:
К.Е. Маковский... как русский человек, он открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах... Он - вдохновенный певец этой эпохи, в которой было так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником.
В других его картинах, и в особенности в его плафонах [имеются в виду панно-картины - прим. автора], а также в бесчисленных женских портретах, ослепительная колоритность и солнечность тонов и красок создают дивную гармонию, в которой чувствуется совершенство таланта. К.Е. Маковскому удалось постигнуть один из величайших секретов настоящего художественного творчества - секрет красоты, - той красоты, которую рождает солнце и которая проникает всю природу.
Согласны ли вы с этим утверждением критика Б.П. Никонова, который публиковался в "Ниве" под псевдонимом "Г. Аркатов"? Или у вас другой взгляд на творчество Константина Маковского? Высказывайтесь в комментариях, а у меня на сегодня всё. А если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже).