Да, сегодня мы с вами будем рассматривать именно такие картины, которые можно ставить иллюстрациями к этому известному стихотворению "нашего всего". Единственное, давайте условимся, что данная подборка будет в основном про морозные солнечные дни, а не про зимние утра, как это и подразумевалось у классика русской поэзии.
Начнем с нескольких картин Константина Яковлевича Крыжицкого, творившего "и весну, и лето, и ослепительно-белую солнечную зиму", как напишут об этом в много раз цитируемом мной дореволюционном журнале "Нива". Именно такую зиму мы с вами и видим на представленных полотнах:
Разные по ощущениям пейзажи, согласитесь, но в то же время есть и то, что несомненно их объединяет - солнце, море снега, крепкий (хотя тут спорно, конечно) морозец, заснеженные деревья и постройки различных слоев общества, как написали бы в советское время, обязательно сравнив простые крестьянские и "с претензией" дворянские. Но сегодня, конечно, не об этом речь, просто ход мысли почему-то пошел именно в эту сторону, знаете ли неоднократно читал советских искусствоведов, поэтому замечал такие особенности публикаций тех времен...
Но продолжим, пожалуй, и не будем отвлекаться от сути происходящего (или, скорее, замеревшего) на полотнах, то есть зимы в лучшем ее проявлении - ослепительном блеске снежного покрова, укрывшего все живое и неживое вокруг. Следующим художником, предоставившим нам возможность полюбоваться подобными картинами будет Николай Никанорович Дубовской.
Последняя из представленных картин, пожалуй, самая живая, показывающая нам нехитрую сценку из жизни на селе, вызывающая, как мне кажется, улыбку. Так случилось у меня, конечно, а о своих эмоциях обязательно пишите в комментариях, мне всегда интересно читать ваши мнения и ассоциации.
Следующим художником будет тот, кого, быть может, вы не ожидали увидеть в подобной подборке, но я постарался выбрать такие его работы, чтобы они максимально подходили именно под заявленное название статьи, хотя солнце у Юлия Юльевича Клевера почти всегда уже клонится к закату, недаром же он сам отмечал это в оценке своего творчества.
Те, кто со мной давно на канале, возможно вспомнят, что первая из работ уже была представлена отдельной заметкой. Но, как говорится, "повторение - мать учения", да и картина, на мой взгляд, весьма хороша. Плюс к этому, честно вам скажу, непросто именно у Клевера найти зимние солнечные полотна без его излюбленных кроваво-красных закатов, коих у него не счесть.
Далее я покажу вам несколько работ хорошо знакомого вам по моим публикациям Станислава Юлиановича Жуковского, причем как и в предыдущем случае, первая из картин уже появлялась на канале в виде отдельной заметки. Правда там была более "синяя" репродукция, думаю, что этот вариант более приближен к оригиналу, хотя точно судить об этом сложно, ведь картина находится в частных руках:
Замечательные зимние пейзажи, не правда ли, уважаемые читатели? Каждый раз, когда изучаю его работы (в основном в виде репродукций, конечно) не перестаю удивляться таланту Жуковского и несоответствия уровня таланта к уровню его известности в наше время, хотя ведь до революции он был весьма востребован и популярен...
Только лишь под конец статьи я смогу вам показать именно зимнее морозное утро в исполнении Игоря Эммануиловича Грабаря. Его импрессионистские работы начала XX века мне сильно напомнили пуантилизм, когда-то давно я вам рассказывал об основоположнике этого стиля:
А вот поздняя работа художника выполнена уже совсем в иной стилистике - соцреализме. Интересная метаморфоза, не так ли? Впрочем, чему удивляться, ведь живописец прожил долгую (89 лет) и насыщенную событиями жизнь: успел застать имперское художественное образование в Академии художеств, импрессионизм "мирискусников", а затем и стал видным советским деятелем в области искусства.
На этом пора уже завершать мой рассказ. Надеюсь, вам понравились представленные полотна и не слишком утомили мои измышления на сопутствующие темы. Спасибо за прочтение, как обычно, прошу вас ставить лайки, подписываться (ТГ-канал) и оставлять комментарии - ведь обратная связь с читателем важна для каждого автора (по крайней мере, для меня точно).