Брак Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан до сих пор будоражит умы как деятелей искусства, так и простых обывателей. Об их отношениях ставили фильмы, спектакли, писали статьи и научные работы. Что же необычного было в отношениях этой знаменитой пары? Во-первых, – большая разница в возрасте. Айседора Дункан была почти на 18 лет старше златоглавого поэта, то есть фактически годилась ему в матери. Правда, зрелый возраст не мешал ей быть молодой и эффектной как в глазах Есенина, так и ее многочисленных поклонников.
В Россию Айседора приехала в 1921 году по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского для открытия школы танцев для детей из простых семей. В страну Советов американка прибыла с большим энтузиазмом: она искренно верила, что здесь, в «обновленном» революцией обществе сумеет реализовать свой творческий потенциал. Ее амбициозным мечтам не было суждено сбыться, так как наркомат выделил мало денег на содержание воспитанников школы. Зато почти сразу по приезде Айседора познакомилась с Есениным, который влюбился в нее без памяти. Знаменитая танцовщица отвечала ему взаимностью; развитию их отношений не помешал языковой барьер: американка не говорила по-русски, а Есенин не знал английского.
Весной 1922 года они поженились. Хотя роман русского поэта и американской танцовщицы развивался довольно бурно, этот брак был заключен скорее по расчету, чем по любви. Айседора отправлялась в очередные гастроли в Европу и США и хотела взять с собой Есенина. Для быстрого получения визы влюбленные официально оформили отношения. Во время заграничного путешествия отношения поэта и танцовщицы развивались крайне неровно. По воспоминаниям современников из их окружения, Есенин тяжело переживал свою второстепенную роль русского мужа знаменитой «босоножки» – Айседоры Дункан. Ведь за границей он из знаменитого поэта превратился в тень супруги – революционерки в хореографии, задавшей моду на новый танец – без пуантов, пачек и корсета.
Поэт несколько раз уходил от нее, но потом возвращался, просил прощения, признавался в любви… Всю гамму своих противоречивых чувств к этой женщине Есенин выразил в стихах «Пой же, пой. На проклятой гитаре» и «Сыпь, гармоника. Скука… скука…». Супруги прожили за границей чуть больше года, после чего их брак распался.