Лабиау - небольшой городок (7 тысяч жителей) в довольно глухом углу области в стороне от основных путей в 50 километрах к северо-востоку от Кёна. Съездив сюда, я ещё раз убедился, что в большинстве городов области можно найти много интересного.
Статистика и геральдика городов области.
О показанных ранее городах области можно почитать здесь:
Тильзит (Советск). Часть 1 || Тильзит (Советск). Часть 2 || Инстербург (Черняховск). Часть 1 || Инстербург (Черняховск). Часть 2 || Пиллау (Балтийск) || Фридланд (Правдинск)|| Гумбиннен (Гусев) || Даркемен (Озёрск) || Тапиау (Гвардейск)|| Гердауэн (Железнодорожный)|| Хайнрихсвальде (Славск) || Рагнит (Неман) || Прёйсиш-Эйлау (Багратионовск) || Хайлигенбайль (Мамоново) || Нойхаузен (Гурьевск)
О её курортах здесь: Кранц (Зеленоградск) || Куршская коса|| Раушен (Светлогорск) || Пальмникен (Янтарный) || Нойкурен (Пионерский)|| Георгенсвальде (Отрадное)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 2 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 3 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 4: Амалиенау
1. По области проще всего передвигаться на басе, так я добирался и сюда. Конечная находится на безымянной площади в центре города. Видимо, это место бомбили во время Второй Мировой - здесь советские дома и пустота:
2. Прусское поселение существовало здесь ещё до немецкой колонизации. В 1258 году крестоносцы основали тут деревянно-земляную фортецию, но через некоторое время пруссы её заняли и разрушили. В 1277-1280 годах его отстроили в камне, в XIV веке к основному корпусу добавились дополнительные укрепления, обнесённые рвом.
Когда опасность боевых действий ушла в прошлое, а Тевтонский орден исчез, замком владели члены семьи прусского герцога, также тут принимались важные зарубежные гости. Например, в 1656 году в Лабиау прошли переговоры герцога Фридриха Вильгельма I и короля Швеции Карла X Густава, по итогу которых Пруссия получила суверенитет (до этого герцогство находилось в вассальной зависимости от Швеции).
Замок Лабиау с Кёнигсбергской улицы:
3. В середине XIX столетия фортеция была отреставрирована, и в ней разместили тюрьму; в этом качестве она прослужила до Второй Мировой войны. Первое время при большевиках пенитенциарная функция замка сохранилась, однако в 1963-м комплекс отдали судостроительному заводу «Янтарь». Одновременно замок был признан памятником архитектуры регионального значения (каким является и ныне), так что вот этот печальный вид построек - результат «охраны» исторических зданий по-русски:
4. Замок лишился оригинальных интерьеров, горел, а теперь частично сдаётся в аренду. Позор тем, кто ответственен за ужасное состояние ценнейшего памятника архитектуры!
5. В 1642 году поселение у стен замка получило городские права, и далее Лабиау прошёл обычные для небольших восточно-прусских городков стадии: несколько пожаров, опустошительная эпидемия чумы начала XVIII века, русское присутствие 1758-1762 годов, высокий уровень жизни в начале XX века.
Это то, что когда-то было въездной брамой замка:
6. Город был занят советской армией 22-24 января 1945 года, за 2,5 месяца до столицы Восточной Пруссии. Его официальное название связано то ли с большим количеством лесов в округе, то ли с героем СССР полковником Сергеем Полецким, не имеющим никакого отношения к городу: он погиб в другом месте и не участвовал в боях за Лабиау.
Внутренний двор фортеции дуже понурый:
7. Самым известным для россиян уроженцем Лабиау можно считать Фёдора Эртеля, участника отечественной войны 1812 года. Его портрет висит в Военной галерее Эрмитажа.
Из-под отколупливающейся штукатурки проглядывает древняя кладка:
8. А вот так выглядел замок до войны. Комментарии излишни.
9. Исторические специализации Лабиау - лесная промышленность, охота, сельское хозяйство (стандартно для Восточной Пруссии), а также газовый завод и небольшой порт на реке Дейме недалеко от Куршского залива. Через реку перекинут разводной Орлиный мост (Adlerbrücke) пролётом целых 106 метров:
10. На одном из стильных пилонов установлен изображающий орла барельеф:
11. Дейма в строгом смысле не является рекой в естественном течении - её начали превращать в судоходный канал ещё во времена Тевтонского ордена для связи бассейна Преголи и, главное, Кёнигсберга с Куршским заливом и Мемелем (Клайпедой). Даже в XX веке немцы следили за сохранением судоходных габаритов и строили через неё разводные мосты.
Порт Лабиау, располагающийся на нескольких заводях и разливах Деймы, уже, кажется, не особо работает. Отсюда до мелководного Куршского залива (средняя глубина 3,5 метра) около 5 километров. Кроме того, в конце XVII века была прорыта система каналов Фридрихсграбен (Friedrichsgraben), связавшая Дейму и Неман.
12. Вид на город. В тот момент, когда я был там, шло благоустройство берега реки.
13. Теперь начнём осматривать собственно городскую застройку. Симпатичное довоенное здание у Орлиного моста с отличной входной дверью:
14. Я свернул на Заводскую улицу (Haffstraße, «Гаванская»), переходящую в шоссе на посёлок Заливино (Labagienen), то есть к Куршскому заливу:
15. Новое строительство в области на 99,(9)% происходит в «немецком» стиле, что, как мне кажется, очень неплохо:
16. Любимая рядовая застройка Кёнигсбергщины:
17.
18. Обычно в небольших городах существовало по 2 водонапорных башни: одна «городская», вторая «железнодорожная». Эта относилась к городской застройке. Её возвели в 1908 году, высота 31 метр:
19. Теперь отправимся на Советскую улицу (Wilhelmstraße, «Вильгельмская»). Она параллельна магистральной Калининградской (Königsbergerstraße), но трафик тут минимальный, и улица выполняет роль местной прогулочной аллеи:
20. Здешние люки привозят с Тильзита:
21. Артефакт с прошлого:
22. Этот дом будто с далёкого восточно-прусского хутора:
23. В будынке напротив - католический приход. Неожиданно в очередной раз встретить
24. Самое красивое здание города - безусловно, бывший Крайсхаус (районная администрация), где сейчас размещается филиал Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (СПбГАУ) и Российско-польский культурный центр.
25. Это великолепие было построено в 1912-1913 годах по проекту известного архитектора Фридриха Хайтманна, автора, например, района Амалиенау или кирхи святой Луизы в Кёне.
26. Входная группа порадовала особо:
27. Оказывается, в Лабиау есть сообщество велосипедистов. По кайфу!
28. Ещё одна перспектива Вильхельмштрассе:
29. Пара домов межвоенного периода:
30. В России нет ни одного места без заброшек. Куда ж без них?
31. Красивая городская больница с подозрительным охранником:
32. Кинотеатр (1941) на Театральной улице (Friedrichstraße) используется как дом культуры - а почему бы в настоящее время не показывать кино жителям Лабиау?
33. Гуляю дальше по тихим улицам города:
34.
35. На окраине у выезда в сторону Кёнигсберга находится пустынный вокзал. Железная дорога с Кёна до Тильзита через Лабиау и Хайнрихсвальде была построена в 1889-1891 году и сейчас умирает: никаких грузоперевозок, одна пара поездов, станции превращены в остановочные пункты. Лишь в городах вокзалы открываются на 15 минут, когда проезжает поезд - так и здесь он оказался закрыт:
36. Большевики зачем-то разрушили не пострадавший в войну вокзал и построили похожий в более простых формах. Рядом со станцией есть небольшой парк, при немцах он носил название президента Пауля фон Гинденбурга, потом был заброшен и сейчас его благоустраивают.
Тепловозная пустота:
37. Неподалёку - трансформаторная будка:
38. По кайфу, что на Кёнигсбергщине много зелени, это так здорово:
39. Возвращаюсь к площади, откуда уезжают басы в областной центр, по Кёнигсбергской улице. По пути встретилась, кажется, школа:
40. Застройка такого типа:
41. Пара перспектив:
42. Люблю, когда чудом сохраняются старинные двери:
43. Новодельный храм Тихона Задонского (2007):
44. К сожалению, я не чекнул броварню Лабиау - что ж, будет повод приехать ещё раз:)
#город #лабиау #кёнигсбергщина #полесск #калининградскаяобласть #архитектура #восточнаяпруссия
В следующей статье будем гулять уже по областному центру.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание