Найти тему
zoom-spb

Хайлигенбайль (Мамоново)

Если честно, наибольшее удовольствие я испытываю от написания статей о Кёнигсбергщине, так как эта местность дорога моему сердцу. К счастью, в запасе осталось некоторое количество фотоматериала, так что в ближайшее время выйдет несколько статей этой серии.

Хайлигенбайль - небольшой город на крайнем юго-западе области у границы с Польшей. Он не относится к первому эшелону туристических мест региона, сильно пострадал во Вторую Мировую, лишившись знаковых построек, но всё равно тут есть на что посмотреть. Среда восточно-прусского городка вполне сохранилась.

Герб города обыгрывает его название - в переводе с немецкого "святая секира".
Герб города обыгрывает его название - в переводе с немецкого "святая секира".

Статистика и геральдика городов области.

О показанных ранее городах области можно почитать здесь:

Тильзит (Советск). Часть 1 || Тильзит (Советск). Часть 2 || Инстербург (Черняховск). Часть 1 || Инстербург (Черняховск). Часть 2 || Пиллау (Балтийск) || Фридланд (Правдинск) || Гумбиннен (Гусев) || Даркемен (Озёрск) || Тапиау (Гвардейск) || Гердауэн (Железнодорожный) || Хайнрихсвальде (Славск) || Рагнит (Неман) || Прёйсиш-Эйлау (Багратионовск)

О её курортах здесь: Кранц (Зеленоградск) || Куршская коса || Раушен (Светлогорск) || Пальмникен (Янтарный) || Нойкурен (Пионерский) || Георгенсвальде (Отрадное)

О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 2 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 3 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 4: Амалиенау

1. Добраться в Хайлигенбайль можно двумя способами: басом (я неоднократно писал, что этот вид транспорта в области организован на 8 из 10) и поездом - довольно редкий случай. Город находится на бывшей магистральной линии Берлин-Кёнигсберг-Эйдткунен (Preußische Ostbahn), только в настоящее время это типичная малодеятельная ветка РЖД. Грузовое движение исчезло, видимо, навсегда, а пассажирское представлено парой пригородных поездов (рельсовый автобус РА-2 утром едет в Хайлигенбайль, вечером - в Кён). При этом второй путь европейской колеи (1435 мм) пока ещё здесь сохраняется.

Ветка проходит через посёлок Коббельбуде (Светлое), там сохранился немецкий вокзал:

-2

2. Вокзал самого Хайлигенбайля - годная послевоенная сталинка, первый же вокзал появился здесь в 1853 году. И уже фоткая здание, я поймал на себе упорный взгляд пограничника и понял, что состоится "общение".

Надо сказать, что разговор проходил предельно вежливо, даже почти по-приятельски, так что особых претензий к этому человеку не имею - такая у него служба. С другой стороны, сама система, направленная на поиск "внутренних врагов" и "шпионов", странная по определению. Причиной же остановки конкретно меня он назвал то, что я не прошел face control не похож на местных жителей.

3. Интерьеры пустынного вокзального здания симпатичны, но минималистичны - на Кёнигсбергщине вообще проблема с по-настоящему красивыми пассажирскими станциями, вспоминается разве что Южный вокзал в столице и с натяжкой вокзал в Инстербурге.

4. Хайлигенбайль - поселение древнее, даже донемецкое. В XIII веке именно с этих мест началась колонизация Тевтонским орденом прусских земель - первый основанный крестоносцами замок, древняя Бальга, находится в 10 километрах к северу. Название деревушки - видоизменённая калька с древнепрусского языка. Уже в 1301 году местечко получило статус города, почти сразу были построены кирха, служившая по совместительству оборонительной башней, и крепостные стены, ниже я покажу то, что от них осталось. В 1510 году в городке состоялось собрание чинов Ордена, на котором был избран Альбрехт, последний магистр, упразднивший эту организацию и сделавший Пруссию светским государством, отправив таким образом её в будущее (например, именно он основал Кёнигсбергский университет). Величайший человек для истории региона.

Забавно, что в типа «импортозамещённой» РФ в качестве опор электрических сетей до сих пор используются немецкие столбы 1930-х годов:

-5

5. Далее город прошёл все стандартные для Восточной Пруссии шаги развития. В XVIII веке тут случилось две эпидемии чумы и трёхлетнее пребывание русской армии во время Семилетней войны. С 1819 года Хайлигенбайль является центром района (kreis), в его подчинении находились соседние города Цинтен (Корнево), Людвигсорт (Ладушкин) и Бранденбург (Ушаково). Этот статус остаётся за ним и сегодня, но с оговорками, связанными с неудавшейся муниципальной реформой: в области не осталось районов, только городские округа (по факту города) с одноуровневой системой управления. Некоторые из них равнозначны муниципальным районам, то есть занимают большую площадь и включают большое количество посёлков, а некоторые небольшие и включают только близлежащие посёлки-спутники, к таким относится и Хайлигенбайльский городской округ. Этому городу подчиняются посёлки Богдановка (Юркендорф, Гнаденталь, Хазелау), Вавилово (Брегден), Прёйсиш Банау (Зеленодольское), Краснофлотское (Розенберг) и Липовка (Грюнвальде, Галлинген, Розоккен).

Идея "низового" муниципального самоуправления, на мой взгляд, здравая (вспоминаем кирхшпили в Северной Европе), но пока не возможная в реалиях РФ, когда существует тотальная коррупция и пофигизм жителей.

По пустынному проезду, ведущему к вокзалу, я вышел к Центральной улице (Wermkestraße), которая связывает две части города: центр и зажелезнодорожье. В кадре направо - вокзал, назад - тоннель под железной дорогой, а я сначала пойду левее - в центр:

-6

6. В XIX и XX столетиях здесь, как и во всех малых городах Германии, был достигнут высочайший уровень развития общественной жизни: существовали приют (1865), сельскохозяйственная школа (1879), больница (1887), почта, проводились ежегодные ярмарки, издавалась газета, функционировали машиностроительный, сталелитейный, газовый, пивоваренный, мебельный, молочный заводы, водопровод и электричество. К 1939 году тут насчитывалось 10,5 тысяч жителей, сейчас для сравнения - 8,5 тысяч.

-7

7. 25 марта 1945 года в результате штурма Хайлигенбайль был взят советскими войсками, при его бомбардировке, длившейся неделю, застройке был нанесён значительный ущерб. Тут был небольшой порт, так что отсюда происходила частичная эвакуация местных жителей. Кто-то не успел переправиться на Балтийскую косу (Frische Nehrung), и до сих пор на берегу Вислинского залива валяются остатки судов.

Здание городской почты (1895) максимально немецкое по виду и используется, как это обычно бывает с этим видом сооружений, по назначению. Особо порадовал рожок на фасаде:

8. При большевиках из-за больших разрушений Хайлигенбайль потерял статус райцентра (им стал соседний Людвигсорт), однако в 2004 году он снова был повышен в статусе - я так понимаю, это один из немногих экономически не депрессивных малых городов области. Здесь, должно быть, представлена сфера услуг из-за близкой границы, также есть консервный завод. Мне, во всяком случае, было приятно тут находиться.

Напротив почты - симпатичное здание суда (1929) с аистом на верхушке:

9. Когда-то железнодорожная станция Хайлигенбайль даже была узловой: в 1938-м открылась линия через Цинтен на Прёйсиш Эйлау. В войну ей был нанесён большой урон, и эту ветку, как и многие другие, не стали восстанавливать. В целом регион потерял более 50% довоенных железных дорог, да и то, что осталось, по большей части никому не нужно.

-10

10. Городская площа имеет приятное благоустройство и даже общественный туалет - редкость для малых городов:

11. Фонтан установлен в 1990-х:

-12

12. Официальное название города связано с героем СССР Николаем Мамоновым. Он будучи командиром полка в 25 лет погиб близ польского города Пултуск 26 октября 1944 года. Нет сомнений в том, что это героический человек - война вообще была выиграна благодаря исключительному героизму советского народа (не забываем и про помощь наших союзников Англии и США), но Мамонов, получается, не имел вообще никакого отношения к Хайлигенбайлю, ведь он погиб в другом месте и на 5 месяцев раньше, чем город был занят советской армией.

Памятник, представляющий из себя огромную золотую голову, тоже можно было бы сделать получше.

-13

13. От площи отходят несколько улиц. Пройдём сначала по улице Евсеева (Dreßlerstraße). У её начала стоит симпатичный дом с часами, возможно, новодел, выполняющий роль ТЦ:

-14

14. Чуть дальше на углу Евсеева и Шоссейной (Feldstraße, "Полевая") неплохой сталинский дом культуры:

-15

15. Рядом с ним - памятник шпротам. На мой взгляд, прикольная местная специализация:)

-16

16. Чуть дальше по Евсеева - красивая городская больница (1887). Хороший знак, что аист свил на ней гнездо.

17. Города Кёнигсбергщины, в том числе и столица, очень зелёные, хотя власти искренне этому сопротивляются, бессовестно вырубая деревья. Согласитесь, растительность на улицах - это красиво, я уж не говорю об экологических плюсах:

-18

18. Школа немецкой постройки:

-19

19. Застройка в этой части города:

20. Краеведческий музей. Обратите внимание на правый камень на втором фото. Надпись на нём гласит: "Waldbad erbaut 1932-1933 mit Hilfe des Freiwilligen Arbeitsdienstes die Stadt Zinten" - "Лесной курорт построен в 1932-1933 годах с помощью рабочих-добровольцев в городе Цинтен".

21. На окраине Цинтена (напомню, что официально бывший город называется Корнево), чуть менее чем полностью разрушенного во Вторую Мировую, сохранился невзрачный пруд. Сложно поверить, что когда-то это место было благоустроенным курортом и популярным местом отдыха. Естественно, никаких следов Вальдбада кроме самого водоёма не осталось.

С сайта Prussia39.ru
С сайта Prussia39.ru

22. В Хайлигенбайле родилось и начало карьеру несколько интересных людей.

  • Франц Комник (1857-1938) - конструктор автомобилей и грузовиков. В 1906 году основал в Эльблонге автозавод Franz Komnick und Söhne AG; машины импортировались в том числе в Россию;
  • Рудольф Вермке (1842-1897) - создатель Восточно-Германской фабрики сельскохозяйственных машин; массово импортировались в Россию; его имя до войны носила Центральная улица;
  • Георг Маттарнови (1677-1719) - скульптор и архитектор, автор проектов Зимнего дворца Петра I (не путать с нынешним Зимним), второго Исаакиевского собора (нынешний - четвёртый), Кунсткамеры, участвовал в оформлении Летнего сада в Петербурге.

Дом с красивым муралом:

-23

23. Дальше двигаюсь к бывшему центру города, то есть южнее главной площи.

На Парковой улице (Hospitalstraße, "Больничная") расположилось монументальное здание приюта Святого Георга (1865):

24. Вот за что я люблю эту местность: зелень, брусчатка, аккуратные домики.

-25

25. В городе применяются люки с гербом, и это здорово:)

-26

26. К сожалению, самый центр города уничтожен подчистую, на его месте сейчас парк, пустырь и четыре типовых советских жилых дома. Невероятно жаль.

-27

27. А вот то, что осталось от кирхи Хайлигенбайля.

Это очень древняя постройка, её возвели приблизительно в 1320-1330 годах. Капитальный ремонт проводился в конце XVIII столетия. В 1945-м кирха была разрушена, от неё осталась только башня, которую зачем-то взорвали в 1980-м - чуть-чуть не дожила до освобождения страны. Советская Кёнигсбергщина вообще прославилась особой жестокостью к историческому наследию: то, что сейчас оберегается и преподносится как "изюминка" области, варварски сносилось вплоть до конца 1980-х, в том числе мировые шедевры типа Королевского замка в самом Кёне.

Удивительным образом сохранился кусочек стены, который и снести жалко, и восстановить до кирхи дорого.

-28

28. Зато с горки открывается отличный видок на городскую запруду на реке Витушка (Jarft):

29. Порадовал уставший знак в виде доски для сёрфинга:

-30

30. По близости - руины пивоварни:

-31

31. Ещё в парке есть шикарный раскидистый дуб:

-32

32. А также остатки городской стены:

33. Развилка Калининградского шоссе (Königsbergerstraße) и мощёной Пограничной улицы (Bismarckstraße). Сначала я прогулялся направо:

-34

34. Як же хорошо здесь!

-35

35. Пастораль.

-36

36. Католический приход Успения Пресвятой Девы Марии:

37. Встречаются вишнёвые деревья:

-38

38. Далее я повернул обратно в сторону центра. По пути мне встретилась конструктивистская школа:

-39

39. Ещё историческая застройка:

-40

40. Сохранилась городская водонапорная башня (1901-1902) на улице Михалицына:

-41

41. Теперь прогуляемся в район за железной дорогой, куда ведёт небольшой тоннель под путями. Перед ним - проходная градообразующего предприятия:

-42

42. Жизнеутверждающее граффити. Думаю, Россия станет благоустроенной, когда жителям станет не пофиг на окружающую среду.

-43

43. Жилые дома (?) у вокзала:

-44

44. На холме находится Богоявленская церковь странной, крайне необычной архитектуры. Суть в том, что её открыли в 2000-е в недостроенном немецком здании. По проекту оно должно было иметь форму буквы "П" в плане, однако успели завершить только одну "ножку".

45. Чуть дальше на улице Чехова (Tannenbergerweg) - крайне атмосферный городской стадион:

-46

46.

-47

Хайлигенбайль незаслуженно обойдён вниманием туристов, и если вы хотите посетить непопулярное, но кайфовое место, то смело езжайте сюда.

#город #кёнигсберг #архитектура #восточнаяпруссия #хайлигенбайль #мамоново

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание