Если честно, наибольшее удовольствие я испытываю от написания статей о Кёнигсбергщине, так как эта местность дорога моему сердцу. К счастью, в запасе осталось некоторое количество фотоматериала, так что в ближайшее время выйдет несколько статей этой серии.
Хайлигенбайль - небольшой город на крайнем юго-западе области у границы с Польшей. Он не относится к первому эшелону туристических мест региона, сильно пострадал во Вторую Мировую, лишившись знаковых построек, но всё равно тут есть на что посмотреть. Среда восточно-прусского городка вполне сохранилась.
Статистика и геральдика городов области.
О показанных ранее городах области можно почитать здесь:
Тильзит (Советск). Часть 1 || Тильзит (Советск). Часть 2 || Инстербург (Черняховск). Часть 1 || Инстербург (Черняховск). Часть 2 || Пиллау (Балтийск) || Фридланд (Правдинск) || Гумбиннен (Гусев) || Даркемен (Озёрск) || Тапиау (Гвардейск) || Гердауэн (Железнодорожный) || Хайнрихсвальде (Славск) || Рагнит (Неман) || Прёйсиш-Эйлау (Багратионовск)
О её курортах здесь: Кранц (Зеленоградск) || Куршская коса || Раушен (Светлогорск) || Пальмникен (Янтарный) || Нойкурен (Пионерский) || Георгенсвальде (Отрадное)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 2 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 3 || Кёнигсберг (Калининград). Часть 4: Амалиенау
1. Добраться в Хайлигенбайль можно двумя способами: басом (я неоднократно писал, что этот вид транспорта в области организован на 8 из 10) и поездом - довольно редкий случай. Город находится на бывшей магистральной линии Берлин-Кёнигсберг-Эйдткунен (Preußische Ostbahn), только в настоящее время это типичная малодеятельная ветка РЖД. Грузовое движение исчезло, видимо, навсегда, а пассажирское представлено парой пригородных поездов (рельсовый автобус РА-2 утром едет в Хайлигенбайль, вечером - в Кён). При этом второй путь европейской колеи (1435 мм) пока ещё здесь сохраняется.
Ветка проходит через посёлок Коббельбуде (Светлое), там сохранился немецкий вокзал:
2. Вокзал самого Хайлигенбайля - годная послевоенная сталинка, первый же вокзал появился здесь в 1853 году. И уже фоткая здание, я поймал на себе упорный взгляд пограничника и понял, что состоится "общение".
Надо сказать, что разговор проходил предельно вежливо, даже почти по-приятельски, так что особых претензий к этому человеку не имею - такая у него служба. С другой стороны, сама система, направленная на поиск "внутренних врагов" и "шпионов", странная по определению. Причиной же остановки конкретно меня он назвал то, что я не прошел face control не похож на местных жителей.
3. Интерьеры пустынного вокзального здания симпатичны, но минималистичны - на Кёнигсбергщине вообще проблема с по-настоящему красивыми пассажирскими станциями, вспоминается разве что Южный вокзал в столице и с натяжкой вокзал в Инстербурге.
4. Хайлигенбайль - поселение древнее, даже донемецкое. В XIII веке именно с этих мест началась колонизация Тевтонским орденом прусских земель - первый основанный крестоносцами замок, древняя Бальга, находится в 10 километрах к северу. Название деревушки - видоизменённая калька с древнепрусского языка. Уже в 1301 году местечко получило статус города, почти сразу были построены кирха, служившая по совместительству оборонительной башней, и крепостные стены, ниже я покажу то, что от них осталось. В 1510 году в городке состоялось собрание чинов Ордена, на котором был избран Альбрехт, последний магистр, упразднивший эту организацию и сделавший Пруссию светским государством, отправив таким образом её в будущее (например, именно он основал Кёнигсбергский университет). Величайший человек для истории региона.
Забавно, что в типа «импортозамещённой» РФ в качестве опор электрических сетей до сих пор используются немецкие столбы 1930-х годов:
5. Далее город прошёл все стандартные для Восточной Пруссии шаги развития. В XVIII веке тут случилось две эпидемии чумы и трёхлетнее пребывание русской армии во время Семилетней войны. С 1819 года Хайлигенбайль является центром района (kreis), в его подчинении находились соседние города Цинтен (Корнево), Людвигсорт (Ладушкин) и Бранденбург (Ушаково). Этот статус остаётся за ним и сегодня, но с оговорками, связанными с неудавшейся муниципальной реформой: в области не осталось районов, только городские округа (по факту города) с одноуровневой системой управления. Некоторые из них равнозначны муниципальным районам, то есть занимают большую площадь и включают большое количество посёлков, а некоторые небольшие и включают только близлежащие посёлки-спутники, к таким относится и Хайлигенбайльский городской округ. Этому городу подчиняются посёлки Богдановка (Юркендорф, Гнаденталь, Хазелау), Вавилово (Брегден), Прёйсиш Банау (Зеленодольское), Краснофлотское (Розенберг) и Липовка (Грюнвальде, Галлинген, Розоккен).
Идея "низового" муниципального самоуправления, на мой взгляд, здравая (вспоминаем кирхшпили в Северной Европе), но пока не возможная в реалиях РФ, когда существует тотальная коррупция и пофигизм жителей.
По пустынному проезду, ведущему к вокзалу, я вышел к Центральной улице (Wermkestraße), которая связывает две части города: центр и зажелезнодорожье. В кадре направо - вокзал, назад - тоннель под железной дорогой, а я сначала пойду левее - в центр:
6. В XIX и XX столетиях здесь, как и во всех малых городах Германии, был достигнут высочайший уровень развития общественной жизни: существовали приют (1865), сельскохозяйственная школа (1879), больница (1887), почта, проводились ежегодные ярмарки, издавалась газета, функционировали машиностроительный, сталелитейный, газовый, пивоваренный, мебельный, молочный заводы, водопровод и электричество. К 1939 году тут насчитывалось 10,5 тысяч жителей, сейчас для сравнения - 8,5 тысяч.
7. 25 марта 1945 года в результате штурма Хайлигенбайль был взят советскими войсками, при его бомбардировке, длившейся неделю, застройке был нанесён значительный ущерб. Тут был небольшой порт, так что отсюда происходила частичная эвакуация местных жителей. Кто-то не успел переправиться на Балтийскую косу (Frische Nehrung), и до сих пор на берегу Вислинского залива валяются остатки судов.
Здание городской почты (1895) максимально немецкое по виду и используется, как это обычно бывает с этим видом сооружений, по назначению. Особо порадовал рожок на фасаде:
8. При большевиках из-за больших разрушений Хайлигенбайль потерял статус райцентра (им стал соседний Людвигсорт), однако в 2004 году он снова был повышен в статусе - я так понимаю, это один из немногих экономически не депрессивных малых городов области. Здесь, должно быть, представлена сфера услуг из-за близкой границы, также есть консервный завод. Мне, во всяком случае, было приятно тут находиться.
Напротив почты - симпатичное здание суда (1929) с аистом на верхушке:
9. Когда-то железнодорожная станция Хайлигенбайль даже была узловой: в 1938-м открылась линия через Цинтен на Прёйсиш Эйлау. В войну ей был нанесён большой урон, и эту ветку, как и многие другие, не стали восстанавливать. В целом регион потерял более 50% довоенных железных дорог, да и то, что осталось, по большей части никому не нужно.
10. Городская площа имеет приятное благоустройство и даже общественный туалет - редкость для малых городов:
11. Фонтан установлен в 1990-х:
12. Официальное название города связано с героем СССР Николаем Мамоновым. Он будучи командиром полка в 25 лет погиб близ польского города Пултуск 26 октября 1944 года. Нет сомнений в том, что это героический человек - война вообще была выиграна благодаря исключительному героизму советского народа (не забываем и про помощь наших союзников Англии и США), но Мамонов, получается, не имел вообще никакого отношения к Хайлигенбайлю, ведь он погиб в другом месте и на 5 месяцев раньше, чем город был занят советской армией.
Памятник, представляющий из себя огромную золотую голову, тоже можно было бы сделать получше.
13. От площи отходят несколько улиц. Пройдём сначала по улице Евсеева (Dreßlerstraße). У её начала стоит симпатичный дом с часами, возможно, новодел, выполняющий роль ТЦ:
14. Чуть дальше на углу Евсеева и Шоссейной (Feldstraße, "Полевая") неплохой сталинский дом культуры:
15. Рядом с ним - памятник шпротам. На мой взгляд, прикольная местная специализация:)
16. Чуть дальше по Евсеева - красивая городская больница (1887). Хороший знак, что аист свил на ней гнездо.
17. Города Кёнигсбергщины, в том числе и столица, очень зелёные, хотя власти искренне этому сопротивляются, бессовестно вырубая деревья. Согласитесь, растительность на улицах - это красиво, я уж не говорю об экологических плюсах:
18. Школа немецкой постройки:
19. Застройка в этой части города:
20. Краеведческий музей. Обратите внимание на правый камень на втором фото. Надпись на нём гласит: "Waldbad erbaut 1932-1933 mit Hilfe des Freiwilligen Arbeitsdienstes die Stadt Zinten" - "Лесной курорт построен в 1932-1933 годах с помощью рабочих-добровольцев в городе Цинтен".
21. На окраине Цинтена (напомню, что официально бывший город называется Корнево), чуть менее чем полностью разрушенного во Вторую Мировую, сохранился невзрачный пруд. Сложно поверить, что когда-то это место было благоустроенным курортом и популярным местом отдыха. Естественно, никаких следов Вальдбада кроме самого водоёма не осталось.
22. В Хайлигенбайле родилось и начало карьеру несколько интересных людей.
- Франц Комник (1857-1938) - конструктор автомобилей и грузовиков. В 1906 году основал в Эльблонге автозавод Franz Komnick und Söhne AG; машины импортировались в том числе в Россию;
- Рудольф Вермке (1842-1897) - создатель Восточно-Германской фабрики сельскохозяйственных машин; массово импортировались в Россию; его имя до войны носила Центральная улица;
- Георг Маттарнови (1677-1719) - скульптор и архитектор, автор проектов Зимнего дворца Петра I (не путать с нынешним Зимним), второго Исаакиевского собора (нынешний - четвёртый), Кунсткамеры, участвовал в оформлении Летнего сада в Петербурге.
Дом с красивым муралом:
23. Дальше двигаюсь к бывшему центру города, то есть южнее главной площи.
На Парковой улице (Hospitalstraße, "Больничная") расположилось монументальное здание приюта Святого Георга (1865):
24. Вот за что я люблю эту местность: зелень, брусчатка, аккуратные домики.
25. В городе применяются люки с гербом, и это здорово:)
26. К сожалению, самый центр города уничтожен подчистую, на его месте сейчас парк, пустырь и четыре типовых советских жилых дома. Невероятно жаль.
27. А вот то, что осталось от кирхи Хайлигенбайля.
Это очень древняя постройка, её возвели приблизительно в 1320-1330 годах. Капитальный ремонт проводился в конце XVIII столетия. В 1945-м кирха была разрушена, от неё осталась только башня, которую зачем-то взорвали в 1980-м - чуть-чуть не дожила до освобождения страны. Советская Кёнигсбергщина вообще прославилась особой жестокостью к историческому наследию: то, что сейчас оберегается и преподносится как "изюминка" области, варварски сносилось вплоть до конца 1980-х, в том числе мировые шедевры типа Королевского замка в самом Кёне.
Удивительным образом сохранился кусочек стены, который и снести жалко, и восстановить до кирхи дорого.
28. Зато с горки открывается отличный видок на городскую запруду на реке Витушка (Jarft):
29. Порадовал уставший знак в виде доски для сёрфинга:
30. По близости - руины пивоварни:
31. Ещё в парке есть шикарный раскидистый дуб:
32. А также остатки городской стены:
33. Развилка Калининградского шоссе (Königsbergerstraße) и мощёной Пограничной улицы (Bismarckstraße). Сначала я прогулялся направо:
34. Як же хорошо здесь!
35. Пастораль.
36. Католический приход Успения Пресвятой Девы Марии:
37. Встречаются вишнёвые деревья:
38. Далее я повернул обратно в сторону центра. По пути мне встретилась конструктивистская школа:
39. Ещё историческая застройка:
40. Сохранилась городская водонапорная башня (1901-1902) на улице Михалицына:
41. Теперь прогуляемся в район за железной дорогой, куда ведёт небольшой тоннель под путями. Перед ним - проходная градообразующего предприятия:
42. Жизнеутверждающее граффити. Думаю, Россия станет благоустроенной, когда жителям станет не пофиг на окружающую среду.
43. Жилые дома (?) у вокзала:
44. На холме находится Богоявленская церковь странной, крайне необычной архитектуры. Суть в том, что её открыли в 2000-е в недостроенном немецком здании. По проекту оно должно было иметь форму буквы "П" в плане, однако успели завершить только одну "ножку".
45. Чуть дальше на улице Чехова (Tannenbergerweg) - крайне атмосферный городской стадион:
46.
Хайлигенбайль незаслуженно обойдён вниманием туристов, и если вы хотите посетить непопулярное, но кайфовое место, то смело езжайте сюда.
#город #кёнигсберг #архитектура #восточнаяпруссия #хайлигенбайль #мамоново
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание