Факт 1
В дореволюционной России не было учебных заведений для детей с нарушениями развития. Были приюты, где они обеспечивались пропитанием, медицинским уходом, трудовым обучением, где у них формировали минимальные навыки чтения, счета, письма.
Факт 2
Постоянные обращения врачей и педагогов царскому правительству с просьбой открыть учебные заведения для таких детей не были услышаны.
Факт 3
Только по примеру частной школы Е.К. Грачевой Московская городская Дума в 1906 году дала указание на открытие вспомогательной школы для детей с умственной отсталостью с 4-хлетним обучением. Разработав первое в России Положение о вспомогательной школе, Дума, тем не менее, в финансировании отказала, сославшись на отсутствие средств.
Факт 4
Открытие в 1908 году первого вспомогательного класса в Московском Третьем Ольгинско-Пятницком женском училище (ул. Ивановская, 1) было инициировано педагогом М.П. Постовской. Свое профессиональное мастерство учителя она повышала, работая бесплатно несколько лет в лечебнице С.С. Корсакова для душевнобольных.
Факт 5
М.П. Постовская становится заведующей училища и вводит правило свободного посещения воспитанниками уроков, с последующим обсуждением обучающимися полученной информации на специально организованных конференциях для них.
Факт 6
Впервые во вспомогательной школе именно М.П. Постовская ввела уроки ручного труда и рисования.
Факт 7
Здесь активно поддерживалась инициатива учеников, их самоуправление.
Факт 8
Все начинания Постовской с воодушевлением принимали и оплачивали попечители – первой и главной из них была М.П. Третьякова, дочь основателя Третьяковской галереи в Москве.
Факт 9
Впервые в России при училище был организован врачебно-психологический кабинет для обследования возможностей учащихся.
Факт 10
Мария Петровна Постовская в годы своего руководства не позволяла отчислять учащихся за неуспеваемость, всеми силами она добивалась улучшения показателей.
Осознавая необходимость ранней коррекции нарушений развития, следуя принципу непрерывности образования, в 1910 году она открывает т.н. «повторительные классы» для педагогически отстающих детей с нормальным развитием, а в 1913 году - детский сад для воспитанников с умственной отсталостью.
Бетанова Светлана Станиславовна, доцент кафедры Психологии факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»