Найти тему
Университет «Синергия»

10 фактов о школах в дореволюционной России: вспомогательное образование в царской России💬

Оглавление

Факт 1

В дореволюционной России не было учебных заведений для детей с нарушениями развития. Были приюты, где они обеспечивались пропитанием, медицинским уходом, трудовым обучением, где у них формировали минимальные навыки чтения, счета, письма.

Факт 2

Постоянные обращения врачей и педагогов царскому правительству с просьбой открыть учебные заведения для таких детей не были услышаны.

Факт 3

Только по примеру частной школы Е.К. Грачевой Московская городская Дума в 1906 году дала указание на открытие вспомогательной школы для детей с умственной отсталостью с 4-хлетним обучением. Разработав первое в России Положение о вспомогательной школе, Дума, тем не менее, в финансировании отказала, сославшись на отсутствие средств.

Факт 4

Открытие в 1908 году первого вспомогательного класса в Московском Третьем Ольгинско-Пятницком женском училище (ул. Ивановская, 1) было инициировано педагогом М.П. Постовской. Свое профессиональное мастерство учителя она повышала, работая бесплатно несколько лет в лечебнице С.С. Корсакова для душевнобольных.

Факт 5

М.П. Постовская становится заведующей училища и вводит правило свободного посещения воспитанниками уроков, с последующим обсуждением обучающимися полученной информации на специально организованных конференциях для них.

Факт 6

Впервые во вспомогательной школе именно М.П. Постовская ввела уроки ручного труда и рисования.

Факт 7

Здесь активно поддерживалась инициатива учеников, их самоуправление.

Факт 8

Все начинания Постовской с воодушевлением принимали и оплачивали попечители – первой и главной из них была М.П. Третьякова, дочь основателя Третьяковской галереи в Москве.

Факт 9

Впервые в России при училище был организован врачебно-психологический кабинет для обследования возможностей учащихся.

Факт 10

Мария Петровна Постовская в годы своего руководства не позволяла отчислять учащихся за неуспеваемость, всеми силами она добивалась улучшения показателей.

Осознавая необходимость ранней коррекции нарушений развития, следуя принципу непрерывности образования, в 1910 году она открывает т.н. «повторительные классы» для педагогически отстающих детей с нормальным развитием, а в 1913 году - детский сад для воспитанников с умственной отсталостью.

Бетанова Светлана Станиславовна, доцент кафедры Психологии факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»

-2