Найти тему
Реплика от скептика

Потёмкин, А.П. Страсти людские

Обложка книги, взято из интернета
Обложка книги, взято из интернета

Прежде чем говорить об этой книге, надо дать некоторые сведения об авторе, тогда многое станет понятнее.

Писатель, бизнесмен, доктор экономических наук Александр Петрович Потемкин родился в 1949 году в Сухуми. Мать, пленная немка, впоследствии вернулась в Германию, а мальчика с ней не выпустили и отдали в приёмную семью. После окончания факультета журналистики ЛГУ семь лет работал в «Комсомольской правде».
Переехав в Германию к матери, получил образование экономиста в Боннском университете. Стал специалистом по фондовому рынку, основал свой бизнес, явился инициатором первых совместных советско-зарубежных проектов, в частности издания русской версии журнала «Бурда», создания рекламного подразделения в газете «Известия».
В начале девяностых годов вернулся в Россию, закончил аспирантуру и докторантуру экономического факультета МГУ им. Ломоносова, занялся научной и преподавательской деятельностью.
В 1997-98 гг. – начальник департамента по работе с крупнейшими налогоплательщиками Федеральной налоговой службы России.
Ныне – ведущий научный сотрудник Института экономики Российской Академии наук (РАН). Финансовый обозреватель ряда российских и зарубежных СМИ. Учредитель премии «Эврика» для молодых литераторов.

А теперь конкретно о книге. В ней два романа и несколько рассказов. Рассказов касаться не буду, хотя тоже можно было бы поговорить и о них. Но, может, в другой раз. А романы называются «Бес» и «Игрок». Не больше и не меньше.

Сразу понятно, что названия не случайны. Это прямая отсылка к Достоевскому. Но это не подражание, не продолжение, это – развитие образов игрока и ловца душ в современных условиях.

О стиле и качестве письма чуть ниже, а сначала о содержании.

Что есть бес в понятии Потёмкина?

Герой романа «Бес» - крупный чиновник Иван Черногоров – считает своим долгом находить поддающихся его влиянию людей (преимущественно молодых симпатичных девушек) и обращать их в свою веру, внушать им свою идею. Идея его вполне благая – возрождение России. (Тогда почему бес? Непонятно). А завоёвывает души девушек Черногоров очень просто: заваливает их дорогими подарками, одеждой, украшениями, походами в рестораны, и прочими атрибутами красивой жизни. Да так, что девушки забывают о своих родителях, братьях, вообще обо всём. Но быстро трезвеют и почему-то не спешат становиться адептами идей Черногорова. А, может, бес-то вовсе и не он?

Второй роман – «Игрок». Действие его происходит в один день 2000 года в поезде «Ростов-Москва». В поезд садится молодой человек Юрий Алтынов, и тут же начинает бурную деятельность. Играет в карты с профессиональными шулерами и влёгкую обыгрывает их, поскольку сам – супершулер. Тут же обольщает попутчицу и устраивает в поезде обряд венчания. Тут же организует изменение маршрута поезда и устраивает тотализатор – каким путём, через какие станции пройдёт их поезд. Тут же находит себе единомышленницу, такую же «игрунью», которая соглашается беспрекословно быть его сообщницей. Тут же элементарно обманывает и обворовывает авторитетного попутчика… В общем, прямо мастер на все руки, а кроме того полиглот, ясновидящий и экстрасенс.

Ради чего же проделывает герой все эти телодвижения? Ради денег? Как ни странно – нет. Когда его самого обворовывает провинциальный актёр-клептоман, и он остаётся буквально в одной простыне, он ничуть не расстраивается, а, завернувшись в эту самую простыню, начинает изображать кришнаита. Получается, ради самой игры? Получается так.

Что общего в обоих романах? На мой взгляд, страшная удалённость автора и его героев от простого народа. Главные герои обоих произведений абсолютно не стеснены материально. Денег у них столько, что хватит на покупку всего, начиная от поезда вместе с его обитателями и заканчивая душами людей. Но и остальные, второстепенные герои романа «Игрок» легко и радостно сорят деньгами (причём, в иностранной валюте), как будто находятся не в заштатном поезде «Ростов-Москва», а отдыхают на яхте Абрамовича, и поучаствовать в стихийном лохотроне для них – просто развлечение. Всё выглядит не то чтобы слегка натянуто, а совершенно ненатурально и нелогично.

И вот теперь главное, на мой взгляд. Если у Достоевского все произведения, все герои прописаны с величайшим психологизмом, с подробностями и нюансами, то у Потёмкина – только действие. Психологизма нет и близко, характеров в развитии тоже нет. Читать практически нечего, хотя некоторые философские размышления присутствуют.

Исходя из биографических данных автора, у меня создалось впечатление, что богатый человек просто нашёл себе такое безобидное хобби – писать и печататься. Есть у Потёмкина и другие произведения, как художественные, так и публицистические. Я не читала, и читать, скорее всего, не буду. Но спасибо Александру Петровичу Потёмкину за то, что лично учредил и выплачивает премию молодым литераторам. Одно это уже достойно большого уважения.

Этот материал ранее был размещён мною здесь.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!