Прежде чем говорить об этой книге, надо дать некоторые сведения об авторе, тогда многое станет понятнее.
Писатель, бизнесмен, доктор экономических наук Александр Петрович Потемкин родился в 1949 году в Сухуми. Мать, пленная немка, впоследствии вернулась в Германию, а мальчика с ней не выпустили и отдали в приёмную семью. После окончания факультета журналистики ЛГУ семь лет работал в «Комсомольской правде».
Переехав в Германию к матери, получил образование экономиста в Боннском университете. Стал специалистом по фондовому рынку, основал свой бизнес, явился инициатором первых совместных советско-зарубежных проектов, в частности издания русской версии журнала «Бурда», создания рекламного подразделения в газете «Известия».
В начале девяностых годов вернулся в Россию, закончил аспирантуру и докторантуру экономического факультета МГУ им. Ломоносова, занялся научной и преподавательской деятельностью.
В 1997-98 гг. – начальник департамента по работе с крупнейшими налогоплательщиками Федеральной налоговой службы России.
Ныне – ведущий научный сотрудник Института экономики Российской Академии наук (РАН). Финансовый обозреватель ряда российских и зарубежных СМИ. Учредитель премии «Эврика» для молодых литераторов.
А теперь конкретно о книге. В ней два романа и несколько рассказов. Рассказов касаться не буду, хотя тоже можно было бы поговорить и о них. Но, может, в другой раз. А романы называются «Бес» и «Игрок». Не больше и не меньше.
Сразу понятно, что названия не случайны. Это прямая отсылка к Достоевскому. Но это не подражание, не продолжение, это – развитие образов игрока и ловца душ в современных условиях.
О стиле и качестве письма чуть ниже, а сначала о содержании.
Что есть бес в понятии Потёмкина?
Герой романа «Бес» - крупный чиновник Иван Черногоров – считает своим долгом находить поддающихся его влиянию людей (преимущественно молодых симпатичных девушек) и обращать их в свою веру, внушать им свою идею. Идея его вполне благая – возрождение России. (Тогда почему бес? Непонятно). А завоёвывает души девушек Черногоров очень просто: заваливает их дорогими подарками, одеждой, украшениями, походами в рестораны, и прочими атрибутами красивой жизни. Да так, что девушки забывают о своих родителях, братьях, вообще обо всём. Но быстро трезвеют и почему-то не спешат становиться адептами идей Черногорова. А, может, бес-то вовсе и не он?
Второй роман – «Игрок». Действие его происходит в один день 2000 года в поезде «Ростов-Москва». В поезд садится молодой человек Юрий Алтынов, и тут же начинает бурную деятельность. Играет в карты с профессиональными шулерами и влёгкую обыгрывает их, поскольку сам – супершулер. Тут же обольщает попутчицу и устраивает в поезде обряд венчания. Тут же организует изменение маршрута поезда и устраивает тотализатор – каким путём, через какие станции пройдёт их поезд. Тут же находит себе единомышленницу, такую же «игрунью», которая соглашается беспрекословно быть его сообщницей. Тут же элементарно обманывает и обворовывает авторитетного попутчика… В общем, прямо мастер на все руки, а кроме того полиглот, ясновидящий и экстрасенс.
Ради чего же проделывает герой все эти телодвижения? Ради денег? Как ни странно – нет. Когда его самого обворовывает провинциальный актёр-клептоман, и он остаётся буквально в одной простыне, он ничуть не расстраивается, а, завернувшись в эту самую простыню, начинает изображать кришнаита. Получается, ради самой игры? Получается так.
Что общего в обоих романах? На мой взгляд, страшная удалённость автора и его героев от простого народа. Главные герои обоих произведений абсолютно не стеснены материально. Денег у них столько, что хватит на покупку всего, начиная от поезда вместе с его обитателями и заканчивая душами людей. Но и остальные, второстепенные герои романа «Игрок» легко и радостно сорят деньгами (причём, в иностранной валюте), как будто находятся не в заштатном поезде «Ростов-Москва», а отдыхают на яхте Абрамовича, и поучаствовать в стихийном лохотроне для них – просто развлечение. Всё выглядит не то чтобы слегка натянуто, а совершенно ненатурально и нелогично.
И вот теперь главное, на мой взгляд. Если у Достоевского все произведения, все герои прописаны с величайшим психологизмом, с подробностями и нюансами, то у Потёмкина – только действие. Психологизма нет и близко, характеров в развитии тоже нет. Читать практически нечего, хотя некоторые философские размышления присутствуют.
Исходя из биографических данных автора, у меня создалось впечатление, что богатый человек просто нашёл себе такое безобидное хобби – писать и печататься. Есть у Потёмкина и другие произведения, как художественные, так и публицистические. Я не читала, и читать, скорее всего, не буду. Но спасибо Александру Петровичу Потёмкину за то, что лично учредил и выплачивает премию молодым литераторам. Одно это уже достойно большого уважения.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.