Найти тему

Дедушкина рукопись. Часть 4-я

Оглавление

Куртамыш. Лето 1935 г.. 3-й колхозно-совхозный театр

Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.

"Режиссер Раевский был приглашен в колхозно-совхозный театр, организованный Челябинским УЗТП*. В г. Куртамыше, Курганской области, Раевский сделал мне предложение, и я поехал, и несколько актеров ТРАМа*.

Провожала меня мама. Поехал я на лошади, на санях с сундучком, с попутным извозчиком. Она меня перекрестила вслед, и больше я ее не видел, увы, горькая, но правда.

Среди рукописей дедушки была записка, написанная моим дедом: "6 февраля (24 января по старому стилю) 1972 года маме исполнилось 100 лет" (исполнилось бы..., не стало ее в 1939 г. в возрасте 67 лет)
Среди рукописей дедушки была записка, написанная моим дедом: "6 февраля (24 января по старому стилю) 1972 года маме исполнилось 100 лет" (исполнилось бы..., не стало ее в 1939 г. в возрасте 67 лет)
На обороте запись про дату рождения деда Савватея (моего прапрадеда) "10 февраля 1973 г. Савватею Максимовичу, моему деду исполнилось 136 лет. Рождение его совпало со смертью Александра Сергеевича Пушкина"
На обороте запись про дату рождения деда Савватея (моего прапрадеда) "10 февраля 1973 г. Савватею Максимовичу, моему деду исполнилось 136 лет. Рождение его совпало со смертью Александра Сергеевича Пушкина"

В Куртамыше небольшое помещение под театр на 300 мест.
Приехали туда артисты со всего света, салонные, цирковые, эстрадные, три режиссера,
Раевский, Ковалев, Собольский.

За неделю должны поставить три спектакля:
"Власть тьмы",
"Без вины виноватые",
"Чужой ребенок".

В спектаклях занята вся труппа, и сами режиссеры играют в спектаклях у других режиссеров. Также на сцену выходит директор театра Павловский и технические работники.

Оформлять сцену было нечем.

Для спектакля "Власть тьмы" были сделаны небольшой угол дома с окном и скамейкой. Остальное было из настоящего сена - копна, открылок.

Для другого спектакля "Без вины виноватые" были собраны рамы. "Лесу было много, есть что пилить". На сцене павильон из рам, стенки рам переплетались шнурами крест-накрест, и на ту сетку навешивались цветы, создавая обои, между ними проемы дверей, где вешались шторы. Цветы под обои пришлось вырезать из картона, собранного у актеров, где можно, коробки из под ботинок и прочего. Они красились с 2х сторон, чтобы легче и скорее перевернуть их в антракте на другой цвет комнаты, согласно действию, где оно происходит. Переставлялись проемы дверей, чтобы сменить выходы и мизансцены.

"Чужой ребенок" - сложнее, там дача, но и с этим оформлением справились. 2-х этажную дачу, как в пьесе, нельзя было строить, потолок был низкий. Построили полутораэтажную, главное пиломатериал был в избытке для пола, поделок, веранды, дачи, балясин, палисадников, рам для окон и дверей. Дача получилась неплохая - даже стволы березок были написаны на досках. Вот это, считаю, не утратило значения и сегодня. Здесь не нужно сеток, тюля и разных рам для крепления. Доска прекрасно стоит с откосом, да придай ей объем - настоящая березка, без трудового, ненужного пота.

Зелень приходилось добавлять настоящую. Театр стоял в березовом саду, и не грех наломать немного веток и спустить сверху, вроде падуг плакучей березки, правда она к концу спектакля увядала. Зато утром техничка была довольна свежими вениками.

28.VI.1935 г., художник Н. А. Блинов. Эскиз к спектаклю "Чужой ребенок" Колхозно-совхозный театр. Куртамыш. Бумага (размер 24,8х35,9 см), акварель, гуашь(?), карандаш. Из архива автора.
28.VI.1935 г., художник Н. А. Блинов. Эскиз к спектаклю "Чужой ребенок" Колхозно-совхозный театр. Куртамыш. Бумага (размер 24,8х35,9 см), акварель, гуашь(?), карандаш. Из архива автора.

Так за неделю были выпущены три добротных, по тому времени, спектакля. Все было сыграно на стационаре и отправлено в турне по колхозно-совхозным районам, непосредственно к рабочим станам.

Играли в свободное для них время, для нескольких человек, находившимся в поле, на своем рабочем земельном участке.

Объезд колхозных станов начат был с посевной, и шел дальше с сенокоса до уборочной.

Театр объехал множество станиц Куртамыша: Воргамыш, Глядонку, Зверинку и другие районы. Под декорации была машина, у нее откидывались борта, и получалась сцена, и все остальное натурально.

В "Чужом ребенке" актеры выходили прямо из настоящего березового леса.

Также у актеров было много концертных номеров, маленькие группы колхозников обслуживались концертами.

Мне с театром редко приходилось выезжать по районам.

Прекрасно у них там проходила жизнь! Обеды и вся еда у них проходила вместе. Один пожилой актер готовил на всю труппу гастролирующих, занят в спектакле был менее других.

И вот, как было при мне, завтрак прошел, я не заметил - чай, хлеб, яйца, их было много, молоко.

Главное, поразил обед. После дневных выступлений, уже в 5 часов вечера, пошли на обед, и каждому был подан закопченный свежий линь внушительной величины, после уже ничего не захочешь. Все это угощение устроил пожилой актер.

Какая прелесть купаться в соленых озерах, много было и пресных. Откуда был наловлен линь, кем, не знаю.

Раз как-то режиссеры подняли хай. Было приобретено три листа фанеры администратором Шевченко. Эта роскошь была израсходована мною по необходимости. 2 листа ушли на один спектакль, а на другие два спектакля 1 лист фанеры, чистый, гладкий, все его гладили руками. И все возмущались, как так можно неравномерно распределить фанеру. Обездоленные вроде обозлились на меня.

Но по форме оформления у меня все складывалось правильно: два листа фанеры пошло на спектакль "На бойком месте", где нужно было сделать двери, балки, засовы, тем более две комнаты в одном оформлении заезжего дома. Режиссер Ковалев был доволен.

Не помню, как вышел из положения с одним листом. На нем был нарисован рыцарь к спектаклю "Семеро смелых". Это старый какой-то помещичий дом, в одной из комнат обыгрываются рыцарь и табуретка. Были сделаны колонны и архитрав из реек, как у Рабиновича в "Лисистрате". Правда я его еще не знал.

Зарплату мы не получали, колхозники нам денег не давали, говорили, урожай снимем, тогда рассчитаемся. Изредка давали нам по три рубля, из каких средств, не знаю.

Один из актеров, характерный герой, фамилию не помню, любил выпить. Он так искусно мог вымолить эту трешку у любого, чтобы купить выпивку. Водка тогда стоила 6 рублей пол-литра, чекушки были редко. Часто приходилось с ним совершать трапезу. Как была добра хозяйка моей квартиры сначала, теперь стала сердиться, что я ей ничего не плачу за квартиру, стала отказывать даже в арбузном рассоле, который кис у нее в погребе, целая бочка, им мы опохмелялись от нужды.

В августе решено было, что театр нерентабельный, подлежит закрытию. Работа постановочная прекратилась, меня с трудом рассчитали, тогда я смог расплатиться за квартиру, все, что она потребовала. С попутной машиной подался к железной дороге в Курган. Хозяйка была так довольна суммой за квартиру, набросала мне в машину все, что росло у нее в огороде. И я распростился с Куртамышем, не повидав даже родного брата Костю, он уже жил там, в Куртамыше.»

Продолжение следует...

Послесловие и справка

За лето 1935 г., Куртамыш, УЗТП, Челябинская область
3-й совхозно-колхозный театр, поставлены были спектакли:

1) Н. Гоголь – «Женитьба»;

2) Шкваркин – «Чужой ребенок»;

3) Арбузов – «Шестеро любимых»;

4) А. Островский – «Не все коту масленица» Н. К. Собольский;

5) Ф. Шиллер – «Коварство и любовь» - Ю. А. Раевский;

6) А. Островский – «Без вины виноватые» - Н. К. Собольский;

7) А. Островский – «Бедность не порок»;

8) Н. А. Задонский – «Ложный стыд»;

9) Л. Н. Толстой – «Власть тьмы» - реж. С. А. Ковалев;

10) А. Островский – «На бойком месте»;

11) "Чапаев"

10.VI.1935 г., художник Н. А. Блинов. Эскиз к спектаклю "Чапаев".  Колхозно-совхозный театр. Бумага (размер 24,8х35,9 см), акварель, гуашь(?), карандаш. Из архива автора.
10.VI.1935 г., художник Н. А. Блинов. Эскиз к спектаклю "Чапаев". Колхозно-совхозный театр. Бумага (размер 24,8х35,9 см), акварель, гуашь(?), карандаш. Из архива автора.

Сохранились 2 программки из 3-го Колхозного театра

УЗТП* - Уральский Завод Тяжелой Промышленности

ТРАМ* - Театр Рабочей Молодежи

Ранее опубликованные статьи, посвященные памяти моего дедушки можно посмотреть по ссылкам:

Благодарю за просмотр!

Если статья понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваши лайки и подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.

До новых встреч!