Найти в Дзене

Дедушкина рукопись. Часть 3-я

Продолжаю публиковать рукопись своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), рукопись озаглавлена "Пишу о своих недостатках", памяти деда создан этот блог. "В то время в Уфе работала оперетта Сагайдачного.
Солисты Волковы, характерная артистка Новогребельская, комик Гросс, актеры Заволжин, Швидко, Маренич, Воробьева и другие. На эту оперетту мы ходили как в храм. До сего я ничего еще не видел, хохотали до обморока на спектаклях "Подвязка Борджио", "Жрица огня", "Розмари" и других.
Гросс казался богом. За Мареничем по улицам Уфы бегала молодежь, ему это, видимо, было лестно, и он нарочито ходил чарльстоном, иначе говоря, с припляской, да еще в лакирках*. Уж тогда это было так модно, хоть рваные и жмут, но настоящие лакирки от буржуев (как сейчас джинсы).
Нэп исчезал, и исчезли лакирки бывших, носивших их в старое время, исчезли и нэпманы, исчезли базары-толчки со старыми шмотками и грязными пивными Нэпа. Великая первая
Оглавление

Оперетта, 1935 г., Уфа

Продолжаю публиковать рукопись своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), рукопись озаглавлена "Пишу о своих недостатках", памяти деда создан этот блог.

"В то время в Уфе работала оперетта Сагайдачного.
Солисты
Волковы, характерная артистка Новогребельская, комик Гросс, актеры Заволжин, Швидко, Маренич, Воробьева и другие.

На эту оперетту мы ходили как в храм. До сего я ничего еще не видел, хохотали до обморока на спектаклях "Подвязка Борджио", "Жрица огня", "Розмари" и других.
Гросс казался богом. За Мареничем по улицам Уфы бегала молодежь, ему это, видимо, было лестно, и он нарочито ходил чарльстоном, иначе говоря, с припляской, да еще в лакирках*.

Уж тогда это было так модно, хоть рваные и жмут, но настоящие лакирки от буржуев (как сейчас джинсы).
Нэп исчезал, и исчезли лакирки бывших, носивших их в старое время, исчезли и нэпманы, исчезли базары-толчки со старыми шмотками и грязными пивными Нэпа.

Великая первая пятилетка резко стерла наносной, старый, потрескавшийся лак. Рабочие были против оперетты с ее абсурдом, увеличенной бутафорией (метровые градусники), с непонятными нагромождениями декораций и игрой на зрителя - открытого высмеивания нэпманов, которыми был всегда заполнен весь театр. Они смотрели, улыбались всему, и все это только щекотало их до смеху.

В театре открылись диспуты, каким должен быть рабочий театр. Расформировалась оперетта.

Создалась новая советская оперетта, в ней остались актеры Гросс, Воробьева, Швидко, Заволжин, Маренич и др..
Поставили они
"Дружную горку", "Красный галстук" и др.. Оперетки были веселые, смешные, это их основа: смешить хоть чем, лишь бы смешить. Все смешное, старое и новое, вносилось в них прямо, или с переработкой.

Когда я смотрел спектакль "Дружная горка" (шел он в небольшом клубе, помещения стационарного у них не было, играли по клубам), и увидел Гросса в роли Воробушкина, в трусах и майке, я заплакал.
Видел его раньше в
"Жрице огня" в роли Раджи, во всем его великолепном одеянии, мне стало его жалко... И вся бедность декораций "Дружной горки", и маленькая сцена, навели на меня тоску, но спектакль понравился, и он долго жил, так же, как и "Красный галстук".

Для номера Маренича в спектакле специально строилась 15-ти ступенчатая лестница, по которой он спускался чарльстоном, под аплодисменты зрителей, а его крылатая фраза "Жмут лакирки", повторялась среди молодежи по всей Уфе.

Погорели опереточники на спектакле "Целина".
Драма, где убивают комсомольца, играл его
Маренич, и все трагические моменты вызывали смех в зале. Спектакль шел на крен.
В то же время
Трам поставил этот же спектакль "Целина", где шел он на должном уровне.
Оперетка исчезла бесследно, я не помню как.

В большом театре Уфы шли спектакли Островского, с непонятными многоэтажными декорациями.
Появился
"Красный факел" и новые пьесы.

"Рычи Китай" С. М. Третьяков
На сцене настоящий борт корабля, точеные иллюминаторы, рабочие одеты матросами, они переставляют декорации: поднимают борт - дело происходит на корабле, опускают борт - действие происходит в каюте на паркетном полу. Вокруг корабля на просцениуме вода настоящая, в брезентах. Китаец приплывает к борту на лодке. Все ново, убедительно, интересно.

Далее идут спектакли:
"Интервенция" - власти меняются, а бандиты остаются на местах;
"Страх" - Афиногенова А.;
"Суд" - В. Киршон;
"Хлеб"
- одним весельем сыт не будешь;
"Разлом" - Б. Лавренев;
"Оптимистическая трагедия" - Всеволод Вишневский."

Продолжение следует....

Справка

Гросс Григорий Семенович (1901-1959) - советский актер и народный артист РСФСР;

Маренич Анатолий Григорьевич (1905-1972) - советский артист оперетты, киноактер, народный артист РСФСР;

*лакирки - модная лакированная обувь.

Послесловие

В коллекции "Дедушкиного сундука" есть множество фотографий актеров, вот нашла фотографию Анатолия Григорьевича Маренича:

Также нашла эскиз костюма к оперетте "Сильва", лист, на котором нарисован костюм, очень ветхий, год эскиза и спектакля не указан, но раз уж сегодня у нас разговор об оперетте, решила вам его тоже показать.
Так театральные художники рисовали эскизы костюмов к спектаклям, возможно, вам интересно, как это происходило:

Ранее опубликованные статьи, посвященные памяти моего дедушки можно посмотреть по ссылкам:

Благодарю за просмотр!

Если статья понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваши лайки и подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.

До новых встреч!