Найти в Дзене

Памяти деда посвящается

Сегодня я хочу вам рассказать про своего деда.

В память о нем создан этот канал.

Мой дед был очень светлым и добрым человеком, мы все его очень любили. Всем сердцем.
Он был не только дедушкой, он был душой нашей семьи, соединял и объединял всех нас, бережно хранил все семейные фотографии, архивы, вел активную переписку с родными, записывал какие-то интересные вещи в дневники...
Для нас, детей, он был еще и наставником, учителем, старшим другом.
Он сам был очень интересным и разносторонним человеком и образовывал нас, самые разнообразные вещи умел объяснить простым, понятным, доступным для ребенка языком.
Он никогда нас не ругал, если мы и шкодили иногда, или что-то делали не так, умел без криков и ругани объяснить, почему так не стоит больше делать, а лучше сделать по другому.

Еще он много времени проводил в своей мастерской. Или на «Вторике», рисуя картины, и мне очень нравилось наблюдать за ним, как он работает.

У нас была дача в Фомино, где мы, дети, проводили все лето, а дедушка с бабушкой жили там огородный сезон, с весны до осени.

Когда купили ту дачу, из построек там была только избушка, сарай и старенькая баня. Дед был мастер на все руки, над сараем он сам сделал надстрой-второй этаж. И это замечательное и любимое всеми нами помещение называлось «Вторик», там прошло мое счастливое детство.

Как же я скучаю по тем временам… Фоминка и «Вторик» мне снятся иногда, иногда снятся мои друзья детства из Фомино, иногда, очень редко, снится сам дедушка, он издалека молча наблюдает, потом куда-то исчезает или уходит…

Я не могу не рассказать вам более подробно об этом помещении, потому что строил и обустраивал это помещение дедушка с большой душой и любовью.

В этом помещении было 2 комнаты и большой коридор с балконом.
На второй этаж вела из сарая узенькая, но удобная и красивая лестница с красными ступенями и красными перилами.

Одна комната была большая, просторная, светлая, с большими окнами на 3 разные стороны – это детская, в ней умещалось 4 кровати, большой красивый стол с выдвижными ящиками и коваными ручками, самодельная этажерка до потолка, на которой стояли различные фигурки и статуэтки, тумбочка, и еще в комнате оставалось много свободного места… Там мы жили все лето, играли в самые разные игры, рисовали. Под большим столом хранились игрушки в деревянных, специально сколоченных дедушкой ящиках, конструкторы, кубики, настольные игры… В столе лежали разные принадлежности для рисования и творчества, краски, картон, альбомы, раскраски, пластилин, какие-то проволочки, шишечки...

Вторая комната была крохотная – это была дедушкина комната, там была кровать с большим потайным ящиком внутри, дед хранил там свои работы, стеллаж, несколько полок с книгами, полочка с красками и кистями, а на полу стоял большой сундук, не с сокровищами, а с обычными вещами
(в сундуке хранилась разная одежда для дачи, рабочие детские и взрослые комбинезоны, которые, кстати, дед шил собственноручно на старенькой ручной машинке Зингер). На стеллаже лежали аккуратными стопочками наши любимые журналы, газеты… "Крокодил", хоть он был и взрослый журнал (его обожал дед), но мы, дети, этот журнал тоже очень любили, "Мурзилка", "Веселые картинки", "Пионерская правда", все это мы перечитывали и пересматривали многократно…

На даче дед построил себе большую мастерскую-навес с большими окнами, и мастерил там разные интересные вещи. Выпиливал, вырезал что-то постоянно из дерева. Видел прекрасное и неповторимое в обычной коряге, ветке, сучке, и умел превратить эту корягу в сказочное существо. Дедушка любил делать сюрпризы. И каждый день у нас во дворе появлялись какие-то новые интересности. То над крыльцом появлялась мордочка лисички, вырезанной из дерева, то на пенечек во дворе садился величавый орел, по стенам и на столах ползали деревянные ящерицы. У меня сохранился набор резцов, которыми он работал. Ворота украшали авторские расписные скворечники, на которые приходили любоваться соседи, и в которых с удовольствием каждый год поселялись дрозды.

А во дворе, перед мастерской стоял стол-грибок и табуретки-грибочки, их тоже смастерил дед, если не ошибаюсь, это было папье-маше, мы любили сидеть за этим столом, играть в карты, или просто общаться, рассказывать какие-нибудь истории. Сохранилось фото из детства, оно очень размытое, как и некоторые мои детские воспоминания, но это фото мне очень дорого:

1980 год. В центре мои дедушка и бабушка, справа, рядом с дедушкой я, слева мои друзья детства. Стол в форме гриба и табуретки-грибочки смастерил дедушка. Если не ошибаюсь, это папье-маше (табуретки и стол очень легкие, внутри пустые). Слева, за скамьей окна дедушкиной мастерской.
1980 год. В центре мои дедушка и бабушка, справа, рядом с дедушкой я, слева мои друзья детства. Стол в форме гриба и табуретки-грибочки смастерил дедушка. Если не ошибаюсь, это папье-маше (табуретки и стол очень легкие, внутри пустые). Слева, за скамьей окна дедушкиной мастерской.

Дед очень любил дерево и работу с деревом. Отправляясь в лес за грибами, он брал с собой небольшую деревянную тележку на колесиках.
А возвращался домой с полной тележкой хвороста, сучьев, что-то из этой тележки шло на растопку в печь, а что-то обретало новую жизнь в виде сказочных существ. И, конечно же, приносил полную корзинку грибов, у нас там были грибные места, белые, грузди, рыжики, маслята, дождевики… Какая же вкусная у него получалась жареная картошка с маслятами…, а рыжики в сметане, а грибной суп из дождевичков... Готовить умел он, кстати, тоже мастерски, очень вкусно, попробовав, все качали головой и говорили, «Ммм… Как в ресторане!».

1980 г.. Дедушка, мои любимые дружочки детства Олег и Денис, и справа я. А перед нами, кстати, та самая тележка, с которой дедушка ходил в лес за хворостом, он вез ее за собой на веревочке. А еще он часто на ней меня катал, просто по деревне, прогуливаясь в гости к соседям. Или мы вместе шли с ней в лес, вернее я ехала, восседая на тележке, а дедушка меня вез... Но обратно, набрав полную тележку хвороста и интересных коряг, мы уже везли тележку вместе, я ему помогала.
1980 г.. Дедушка, мои любимые дружочки детства Олег и Денис, и справа я. А перед нами, кстати, та самая тележка, с которой дедушка ходил в лес за хворостом, он вез ее за собой на веревочке. А еще он часто на ней меня катал, просто по деревне, прогуливаясь в гости к соседям. Или мы вместе шли с ней в лес, вернее я ехала, восседая на тележке, а дедушка меня вез... Но обратно, набрав полную тележку хвороста и интересных коряг, мы уже везли тележку вместе, я ему помогала.

Дачи в Фомино у нас давно уже нет, как нет и нашего любимого "Вторика" и мастерской деда, их снесли, там сейчас новые владельцы, на месте них вырос новый дом.

Так жалко, но не могу найти никаких фотографий "Вторика", а там было так красиво, стены были обклеены светлыми обоями, на больших окнах висели шторы, я даже помню их расцветку, красно-розовые с белыми цветами, на стенах висели дедушкины картины, написанные на холстах. Как же я любила их разглядывать...

Дед очень любил лошадей, они встречались во многих его картинах... На каких то картинах были бескрайние поля, снопы, крестьяне, работающие на поле, и опять же лошади... Помню, там еще были картины с русскими богатырями...

К сожалению, не сохранились многие из дедушкиных картин, тех, что висели на стенах "Вторика", их отдали на выставку после смерти деда, но их нам по каким то причинам не вернули... Я была в то время школьницей, надо узнать подробности, и попробовать их найти...

Но сохранилось много других работ. Сохранились воспоминания.
И сохранились несколько дедушкиных поделок из коряг, они переехали с одной дачи на другую, живы и ныне здравствуют. Не судите строго, этим поделкам более 40-45 лет, часть жизни их прошла на даче на открытом воздухе, под осадками, отлетела частично кора…, поблек лак, но тем не менее они мне дороги. Фото ниже:

Я помню такой момент из детства, мне 4 года, я стою у ворот, солнечный жаркий летний день, дед мастерит в своей мастерской, его видно через большое окно, а я смотрю на него и думаю, какая же я счастливая, и как же я его люблю, но ведь когда-нибудь его не станет, надо на него насмотреться… И я помню эту картинку, она навсегда в моей памяти – солнечный яркий день, дед мастерит в своей мастерской, ощущение счастья и тоски одновременно... Возможно я ошибаюсь, и мне тогда было не 4 года, а чуть больше, но почему-то я запомнила все именно так.
Я четко помню себя именно с 4 лет, многие моменты из детства.

Моего дедушки не стало, когда мне было 10 лет...
Для меня рухнула вселенная, когда это случилось..., это было самое большое горькое горе с солеными крокодиловыми слезами...
Для всей нашей семьи это была катастрофа, мы его очень любили.
Любим и помним до сих пор.

Сегодня, 8 мая, день памяти моего дедулечки, он родился в 1908 году.
Сегодня ему бы исполнилось 115 лет.