1,1K подписчиков

Читаете инструкцию, но не понимаете, какое масло заливать в двигатель своей машины? Ответ здесь!

2,5K прочитали

Стоит признать, что всякого рода инструкции и руководства – не та литература, которую читаешь с замиранием сердца. Знакомиться с мануалами чаще всего скучно, в них многое непонятно. На практике, некоторые автолюбители даже не долистывают до раздела о замене масел и специальных технических жидкостей в Руководствах по эксплуатации авто, а если и долистывают, то порой практически ничего там не понимают из-за обилия малознакомых шифров и сокращений.

Если вы как раз такой водитель, который столкнулся с трудностями в понимании инструкции к автомобилю и, в частности, того, что в ней связано с подбором моторного масла, внимательно читайте эту статью дальше. В ней мы постарались понятным языком объяснить то, в чём вы запутались.

Непонятно? Сейчас объясним!
Непонятно? Сейчас объясним!

1. Инструкция к инструкции

Для начала стоит признать как аксиому: рекомендации по моторным маслам всегда дают производители автомобилей – не производители масел! Даже если вы сторонник теории заговора и вам кажется, что автопроизводители специально вводят автовладельцев в заблуждение, давая неправильные рекомендации, всё равно придётся смириться с тем, что именно инструкция к автомобилю – та книга, из которой следует узнавать, как правильно за ним ухаживать. Посему первое, что нужно сделать перед подбором масла для двигателя – открыть Руководство по эксплуатации вашего транспортного средства. Если его нет под рукой, то не проблема скачать из интернета.

Помните: вам нужно именно полное Руководство, а не Брошюра! Информация о моторных маслах чаще всего располагается в самом конце книги, в разделе «Техническое обслуживание» либо в одном из Приложений со всякого рода таблицами и перечнями.

2. Марка и бренд

По марке автомобиля или по масляному бренду масло не подбирают! Бывает, что в Руководстве по эксплуатации указано масло определённого бренда. У автопроизводителей есть свои причины так делать. С одной стороны, многим автовладельцам реально легче купить масло определённого бренда, а не подбирать подходящий продукт самостоятельно, и автопроизводители готовы им в этом помогать. С другой стороны, коллаборации между производителями автомобилей и производителями смазочных материалов крайне выгодны обоим – это хорошая реклама автомобильной марке и гарантированные продажи для компании, выпускающей масло. Для автовладельцев же выгоды нет, так как «оригиналы» всегда стоят дороже, чем масла, не имеющие официальных рекомендаций автопроизводителей. При этом у любого официально рекомендованного продукта, как правило, есть масса менее дорогих аналогов с тем же классом качества.

По качеству автомобильные масла делятся на классы, а не на бренды!
По качеству автомобильные масла делятся на классы, а не на бренды!

3. Класс качества

Моторное масло подбирают по качеству, т.е. по классификациям API (Американского института нефти) или ACEA (Ассоциации европейских производителей автомобилей). В таблице по подбору масла в вашем руководстве могут значится допуски как API, так и ACEA. Выбор возможен по любой из этих классификаций.

Например, если в инструкции к вашей машине написано: ACEA A3/B4, API SN и выше, — то у вас есть три варианта:

  1. Купить масло, на этикетке которого фигурируют оба допуска.

2. Купить масло, на этикетке которого есть допуск ACEA A3/B4, а допуска АPI - нет.

3. Купить масло, на этикетке которого есть допуск API SN, API SN Plus или API SP, а допуска ACEA – нет.

При этом стоит иметь в виду, что отметки о допусках на канистрах с автомаслами далеко не всегда означают, что продукт имеет действующие сертификаты. Часто такие отметки указывают на соответствие допускам. То есть, производитель масла провел соответствующие испытания и выявил, что смазочный материал полностью отвечает требованиям искомого стандарта (будь то стандарт какой-либо международной организации или допуск отдельного производителя авто), о чём и сообщает потребителю.

Почему соответствие не подтверждают сертификатом? На это есть ряд причин. Одна из них состоит в том, что сертификаты, в массе своей, не выдаются раз и навсегда, а требуют ежегодного подтверждения, и поэтому многие производители предпочитают просто не тратить на это свои ресурсы. Кроме того, как показала практика последних полутора лет, действие сертификатов может быть приостановлено чисто по политическим соображениям, что, тем не менее, не лишает масляные бренды права размещать на канистрах своих продуктов маркировки некогда подтвержденных допусков. Раз есть соответствие — необходимо об этом сообщать покупателям!

Узнать доподлинно, есть ли у масел подтвержденные сертификаты качества, можно на официальных сайтах самих сертифицирующих организаций. Так, поскольку у масел HYUNDAI XTeer имеются действующие сертификаты качества API, на официальном сайте Института можно найти доказывающие этот факт списки.

4. Правильная вязкость

Помимо рекомендаций по уровню качества масла, производители автомобилей дают также и рекомендации по классу вязкости. Выбирать вязкость моторного масла необходимо в соответствии с температурной шкалой всё из того же Руководства по эксплуатации транспортного средства, которая выглядит приблизительно следующим образом:


 Стоит признать, что всякого рода инструкции и руководства – не та литература, которую читаешь с замиранием сердца. Знакомиться с мануалами чаще всего скучно, в них многое непонятно.-3

Разберёмся, какую информацию несёт в себе шифр класса вязкости по SAE. Первые цифры в нём указывают на возможность запуска двигателя при отрицательных температурах. Так, если сверяться с приведённой шкалой, масла с вязкостью SAE 0W-xx или 5W-xx позволяют запустить двигатель при морозах до минус 30-35 °C, поэтому в условиях холодного климата необходимо применять именно их. И, напротив, там, где не бывает низких отрицательных температур, можно использовать масла с вязкостью SAE 10W-xx или 15W-xx.

Вторые цифры в классификации по вязкости SAE xxW-30 или xxW-40 – это значение кинематической вязкости при 100 °C. Говоря простым языком, это «толщина» масляной пленки в узлах трения. Чем больше цифра, тем толще масляная пленка, и тем лучше защита двигателя от износа (без учета влияния противоизносных присадок).

Таким образом, на выбор вязкости влияет, с одной стороны, регион эксплуатации автомобиля (а точнее, присущий ему климат), а с другой – степень нагруженности самого ДВС. Для надёжной защиты и стабильной работы двигателей большинства современных пассажирских авто подходят масла с вязкостью SAE 5W-30/40, т.е. такая вязкость является самой универсальной.

Закрепим на примерах!

Вот так выглядит место в Руководстве по эксплуатации, посвященное подбору моторного масла для автомобиля Renault Duster 2020 года выпуска с двигателем H4M (1,6 л, 117 л.с., бензин)

Требования по классу качества и вязкости обведены красным. Таким образом, требованиям автопроизводителя полностью соответствует, например, моторное масло XTeer Gasoline Ultra Protection 5W-30 API SP
Требования по классу качества и вязкости обведены красным. Таким образом, требованиям автопроизводителя полностью соответствует, например, моторное масло XTeer Gasoline Ultra Protection 5W-30 API SP

А вот как выглядит тот же раздел в Руководстве по эксплуатации Haval H9 2021 года выпуска с двигателем GW4C20 (2 л, 245 л.с., бензин)

Требования по классу качества и вязкости обведены красным овалом. Таким образом, требованиям автопроизводителя полностью соответствует, например, моторное масло XTeer TOP 5W40 API SN
Требования по классу качества и вязкости обведены красным овалом. Таким образом, требованиям автопроизводителя полностью соответствует, например, моторное масло XTeer TOP 5W40 API SN

Теперь стало понятнее? Если даже после прочтения данной статьи вам всё равно сложно разобраться в рекомендациях вашего автопроизводителя, предлагаем разместить скрин раздела с требованиями к моторном у маслу в комментариях. С нас — разъяснение нашего технического специалиста.