В последнее время всё чаще обсуждается развитие гибких навыков у детей и взрослых. Что это за навыки, зачем нужно критическое мышление и как его развить у детей, читайте в нашем материале.
Гибкие навыки
— это универсальные навыки, отражающие личные качества человека, умения:
- общаться с людьми,
- эффективно организовывать своё время,
- творчески мыслить,
- принимать решения и брать на себя ответственность.
Такие навыки помогут ребёнку быть успешным независимо от того, какую профессию он выберет, база, на которой строится будущее и эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. Одним из таких навыков является и критическое мышление.
Количество потребляемой человеком информации растёт с каждым днём, как и каналы её потребления. Уже с ранних лет ребёнок имеет доступ к информации. Интернет, реклама, радио, разговоры взрослых людей, просмотры мультфильмов, компьютерные игры — всё это ставит ребёнка в зависимость от информации; всегда приходится делать выбор и принимать решение о доверии к ней. Поэтому очень важно, чтобы дети умели фильтровать информацию и обладали критическим мышлением. Но как его развить?
Почему критическое мышление так необходимо?
Критическое мышление нужно ребенку не только для работы с информацией в интернете и её безопасного потребления, но и для учебы, и для построения отношений с другими людьми. Критическое мышление помогает достигать целей, делать выбор в пользу своих интересов и не отвлекаться на лишнее. Если человек мыслит критически, это повышает его эффективность, увеличивает процент успеха в принятии любых решений.
Критически мыслящий человек проверяет любую идею, сам проводит исследование, а не опирается на чужое мнение, внимательно относится к своим мыслям, проверяет их на логичность и обоснованность.
С какого возраста развивать критическое мышление?
Развивать критическое мышление у ребёнка нужно в зависимости от его возраста.
С раннего детства
необходимо помогать формироваться предпосылкам: развивать природную любознательность, закладывать системные знания, учить видеть причинно-следственные связи, формировать силу воли и правильные ценности.
Помните, что чем младше ребёнок, тем больше он зависит от взрослого человека, от его мнения, ведь это дает малышу чувство безопасности. Не стоит искусственно навязывать критическое отношение к окружающей действительности, это затормозит его психическое развитие.
Для дошкольников
свойственно познавать мир на практике в реальной жизни. И тут лучше обойтись без гаджетов, где всё устроено в одной плоскости. Ребёнку для развития предпосылок формирования критического мышления нужны многомерность, движение, разнообразие.
Для этого подойдут:
Необходимо отвечать на все вопросы, возникающие у ребёнка, давать объяснение причин и последствий, говорить на разные темы, повышать любознательность.
У детей школьного возраста
активно развивается логическое мышление. Оно должно опираться на чувственный опыт, чтобы все рассуждения были наглядными. Так формируется истинность познания — та база, на которую ребёнок будет опираться дальше. Важно выстроить системные знания без отрыва от чувственного опыта, ведь его нужно прожить и закрепить, так как младший школьник уже может оценить, правдива информация или ложна.
Внутренняя потребность в интеллектуальной рефлексии развивается у ребёнка в групповой работе. Ему проще заметить ошибку в решении задачи одноклассника и исправить ее. Тут конкретная ситуация очень важна, ведь дети в этом возрасте интуитивно стремятся к правде. Пример: кто-то отвечает неправильно на уроке и сразу появляется «лес рук», чтобы исправить ошибку.
Главные принципы развития критического мышления
1 | Помогайте с дисциплиной
Важно иметь систематический подход во всём. Это касается и школьных занятий, и домашних. Есть время для учёбы, есть время для игры. Все задачи должны доводиться до конца. В этом возрасте у ребёнка есть внутренняя тяга к знаниям, а чем больше он знает и умеет, тем увереннее он себя чувствует. Не упускайте время: помогайте с распорядком дня и дисциплиной, порядком на рабочем столе, чтобы максимально увлечь освоением любых навыков.
2 | Не давите и не сравнивайте
Позволяйте ребёнку любого возраста отличаться от всех и иметь своё собственное мнение. Не сравнивайте его с другими детьми, тогда влияние от чужого мнения будет минимальной. Это поможет избежать ловушки «мнение большинства». Также расширяйте его социальный кругозор – другие люди имеют право на отличное от него мнение. И это тоже нормально.
3 | Заостряйте внимание на хорошем
Концентрируйтесь на позитивных моментах в общении с ребёнком. Наш мозг больше реагирует на страх, гнев и другие негативные эмоции из-за желания себя обезопасить. На автомате человек начинает вылавливать из любого потока информации страшные новости, которые часто являются ложными, и именно их чаще всего распространяют дальше с большим искажением. Умение видеть хорошее поможет избежать повышенного внимания к ложным новостям.
4 | Позволяйте ребёнку ошибаться
Позволяйте ребёнку ошибаться и дайте ему безопасную возможность признавать это. Ошибки – это не что-то плохое, это новый интересный опыт, без которого не состоялись бы самые большие научные открытия. Когда человек умеет признать, что он просчитался, он сможет проанализировать, что привело к ошибке и исправить свои действия.
5 | Расширяйте кругозор
Читайте и изучайте познавательную литературу, обсуждайте просмотренные фильмы и мультики, ходите в научно-технические музеи, где можно провести опыты и расширить кругозор ребёнка.
6 | Не спешите
Научите ребёнка брать паузу перед принятием решений. Не торопите, критическое мышление – это медленное мышление, а не спонтанное.
Главный принцип критического мышления: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.