По данным Всемирного экономического форума, сегодня люди во всем мире потребляют рыбы и морепродуктов больше, чем когда-либо.
Страны с самым высоким уровнем потребления, такие как Исландия и Мальдивы, в 2019 году в среднем съедали более 80 кг рыбы и морепродуктов на человека.
Согласно исследованию, проведенному Университетом Далхаузи, если ситуация не изменится, то к 2048 году мировой океан может практически опустеть. Сокращение популяции рыбы требует поиска альтернатив, чтобы избежать экологического ущерба.
Выращенные в лаборатории говядина и курица изучаются уже давно, но лишь немногие компании вышли на рынок морепродуктов.
Израильская биотехнологическая компания Steakholder Foods и сингапурская компания Umami Meats, занимающаяся клеточным сельским хозяйством, разрабатывают первое выращенное в лаборатории рыбное филе с использованием методов 3D-печати.
«Мы начали 3D-печать рыбных продуктов. Чешуя рыбы - это то, что является уникальным. Благодаря нашим защищенным патентом возможностям печати мы знаем, что 3D-печать в точности повторяет текстуру и чешуйчатость настоящей рыбы», — сказал Арик Кауфман, генеральный директор компании Steakholder Foods.
Клетки исчезающих видов рыб, таких как групер и угорь, используются для выращивания мышц и жира. Затем их добавляют в «био-чернила», чтобы напечатать объемное белое филе длиной в палец.
«Конечный продукт не содержит антибиотиков, и я предполагаю, что в будущем мы поймем пользу для здоровья этих культивированных мясных продуктов», — сказал Кауфман.
В результате получается чешуя обычной рыбы, а когда ее обжаривают и приправляют, трудно заметить разницу.
Хотя процесс выращивания рыбы в лаборатории проще, чем говядины, о рыбе известно гораздо меньше, чем о стволовых клетках коров.
Само по себе выращивание клеток все еще слишком дорого, чтобы сравниться со стоимостью традиционных морепродуктов, поэтому пока рыбьи клетки разбавляются растительными ингредиентами в био-чернилах.
Кауфман надеется, что в будущем сложность и уровень продуктов будут выше, а цены на производство снизятся.
Ожидается, что первые продукты появятся на рынке в следующем году в Сингапуре, а затем, в зависимости от регулирования, в таких странах, как США и Япония.