Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Фарфор в авангарде революции. Изысканные предметы в частных коллекциях

Агитационный фарфор появился на советском рынке вскоре после революции. Первое время его скупали зарубежные коллекционеры, которые ценили качественные изделия с тонкими росписями. Позже посуда и предметы интерьера дошли и до целевого потребителя — простых советских граждан. Читайте, как квартиры и комнаты в коммуналках украшали тарелками с лозунгами, юбилейными вазами и миниатюрными статуэтками, которые изображали самых разных персонажей.

АЛЕКСАНДР САМОХВАЛОВ (МОДЕЛЬ), ЕЛЕНА КУБАРСКАЯ (РОСПИСЬ). СКУЛЬПТУРА «ДЕВУШКА С КНИГОЙ». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. НАЧАЛО 1930-Х. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
АЛЕКСАНДР САМОХВАЛОВ (МОДЕЛЬ), ЕЛЕНА КУБАРСКАЯ (РОСПИСЬ). СКУЛЬПТУРА «ДЕВУШКА С КНИГОЙ». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. НАЧАЛО 1930-Х. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Сергей Чехонин пригласил на предприятие живописцев и графиков, которые до этого не работали с фарфором: Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, Кузьму Петрова-Водкина. В росписях и эскизах художники обращались к индустриальным образам и элементам плаката.

На государственном фарфоровом заводе производить новые опыты росписи приходилось при исключительно тяжелых экономических условиях. Несмотря на неблагоприятные условия, существует группа художников, которые добились личным упорным, многолетним трудом совершенных достижений. Их работы могут конкурировать с лучшими произведениями прошлого фарфора, даже в некоторых подходах превышают его.

Сергей Чехонин

МИХАИЛ АДАМОВИЧ. ТАРЕЛКА «КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ». НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА
МИХАИЛ АДАМОВИЧ. ТАРЕЛКА «КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ». НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА

Предполагалось, что агитационный фарфор попадет в квартиры и коммуналки и станет воспитывать нового советского гражданина. Однако до массового потребителя агитационные изделия практически не доходили. Фарфор высокого качества пользовался спросом в Европе, большую часть продукции завода продавали за рубеж. Сервизы, блюда, тарелки, фигурки людей в обыденных сценах демонстрировали на выставках. Изначально предметы выпускали небольшими тиражами. Качественные и эстетичные изделия пополняли частные коллекции, в том числе и зарубежные.

КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН (КОМПОЗИЦИЯ), ИВАН НАЗАРОВ (РОСПИСЬ). БЛЮДО «СВАДЬБА». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН (КОМПОЗИЦИЯ), ИВАН НАЗАРОВ (РОСПИСЬ). БЛЮДО «СВАДЬБА». НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Агитационный фарфор производили не только на ГФЗ, но и на других предприятиях страны. На Дулёвском заводе изготавливали тарелки с гербом СССР. Такие изделия украшали интерьер, их не использовали в быту. На посуду наносили надписи «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Да здравствуют Советы», «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот» и другие. Изделия выпускали к памятным датам или по случаю особых событий: например, после смерти Владимира Ленина производили предметы с портретом вождя.

Автор: Маргарита Ковынева