Что уж говорить, японцы знают толк в красоте и изяществе и подтверждение тому - веерные клены, которые они с любовью культивируют в своей маленькой уютной стране. На уровне климата Подмосковье далеко не такое уютное местечко, но идея обладания такой красотой манит любителей садоводства и в наших широтах.
И вот когда-то в порыве любви к искусству я приобрела на садовом рынке свой первый веерный клен Атропурпуреум (Atropurpureum). Это было примерно 8 лет назад. Тогда я еще не знала, что у растений бывают зоны зимостойкости, поэтому ни тени сомнений у меня не возникло. Год спустя к нему прибавился клен Гарнет (Garnet).
Оба эти растения имеют сочную, яркую окраску и остаются яркими и привлекательными весь период вегетации. В весенний и летний период они красные. Если вдаваться в тонкости, то цвет листьев Гранета чуть более вишневый, а Атропурпуреум чуть больше тяготеет к бордовому.
Различия между ними в полную силу проявляются осенью: вот когда двух этих братцев не перепутаешь! Атропурпуреум меняет свою пурпурную окраску на ярко-апельсиновую и буквально светится изнутри. В то время как Гарнет приобретает еще более сияющий красный цвет с легким оранжевым подтоном. Подобную яркость осенней окраски я видела разве что у крылатого бересклета. Но по сравнению с последним клены имеют важное преимущество: они и летом демонстрируют яркую листву, в то время как бересклет до холодов стоит зеленым.
Единственное, что может навредить летней окраске листьев веерных кленов – недостаточное количество солнца. Вот так, например, мой Атропурпуреум полинял после месяца пасмурной и дождливой погоды.
Помимо окраски интересна также резная ажурная форма листьев веерных кленов. Атропурпуреум имеет листочки похожие на привычный клен средней полосы, только маленькие и более изящные. У Гарнета же листья – тончайшее кружево, они по форме больше похожи на снежинки, чем на листья клена.
Интересно, что на разных профильных сайтах я много раз встречала упоминание о том, что оба эти растения – это деревца до 4 метров в высоту. Мои клены видимо не в курсе, что они большие деревья, и большую часть своей жизни растут не в высоту, а в густоту и ширину. Высота Атропурпуреума сейчас составляет около метра, Гарнет и того ниже – около 60-70 см, приходится ставить ему под крону подпорочки, чтобы не ложилась на землю во время дождей.
Отдельная тема, которую следует осветить: зимовка. Оба растения относятся к зоне зимостойкости 5, то есть Подмосковье для них уже не совсем пригодный для жизни регион. Поскольку этой информацией я не владела в период молодости моих кленов, я ничем их не укрывала и даже не мульчировала на зиму. И несмотря на то, что они находятся на открытых продуваемых местах, они умудрились выжить.
Гарнет при этом старательно избегает превышать высоту снежного покрова (специально я его не формировала для этого), а вот Атропурпуреум уже перешел эту границу и всю зиму стоит веточками наружу. Когда я этой весной пришла к нему обрезать отмерзшие ветки, с удивлением обнаружила, что таких нет. В итоге из всей формировки я делаю только чисто эстетическую обрезку веточек, которые некрасиво растут.
Подводя итог, с удовольствием рекомендую любителям прекрасного присмотреться к этим изящным растениям. У меня в саду они показали себя с самой лучшей стороны. Благодаря им создается восхитительный контраст, который очень украшает сад весь сезон. У меня, например, среди буйной зелени, которая вся сливается в одно большое зеленое пятно, они отлично формируют перспективу.
А как красиво они сочетаются с желтыми и голубыми растениями! Даже мой ущербный Белобок выглядит более нарядно рядом с Атропурпуреумом.
По яркости цвета они легко обойдут даже самые яркие барбарисы, не говоря уже о других условно пурпурных лиственных.
Другое достоинство веерных кленов – их миниатюрность. Вопреки своим исходным параметрам они ведут себя совсем не как деревья, нарастают интеллигентно, почти не требуют формировки и выглядят сами по себе как бонсаи из японского садика.
В этом сезоне в ходе благоустройства рассчитываю расчистить им места и посадить рядом хосты или что-то еще небольшое, чтобы дополнить контраст, который создают клены.