Найти тему

Маркетинг как средство порождения исторических мифов

Вы, наверняка, сами не раз замечали, как маркетологи, в стремлении подороже и побыстрее продать нам какой-нибудь продукт питания, усиленно намекают на его традиционность. Мол, рецептура, проверенная десятилетиями, а ещё лучше, веками. Тогда и воздух был чище, и пестицидов не было, и о ГМО даже не мечтали. А значит, продукты тогда были не чета нынешним – натуральнее, вкуснее и полезнее.

Ну, в чём-то это расхожее представление имеет право на жизнь, хотя, конечно, в целом рацион наших предков был куда менее разнообразным и сбалансированным, чем у нас, не говоря уж о том, что призрак голодной смерти маячил перед человечеством на протяжении подавляющей части его истории.

Но если не рассматривать картину целиком, а лишь смаковать некоторые детали, то, да, конечно, продукты у крестьян были что надо: парное молоко, яйца свежайшие, прямо из-под наседки, овощи с грядки, вода ключевая или колодезная, натуральный мёд (ненатурального-то ещё не придумали)... Да ещё и осетры в Волге водились здоровенные, так что осетрину и чёрную икру могли есть не только богатеи, но и обычные рыбаки (пусть и не каждый день, конечно). Вот эти умилительные, я бы даже сказал, сусальные представления о прошлом вовсю эксплуатируют маркетологи, невольно способствуя мифологизации нашего прошлого.

Как же это происходит? Покажу на примере хлеба, который я частенько покупаю в магазине.

-2

Итак, хлеб, как вы видите, «старославянский». Но что делает его таковым? Наличие семян подсолнечника.

Как можно предположить, ассоциации сюда заложены такие: хлеб со всякими семенами выглядит полезнее, чем без таковых (спасибо прочно утвердившейся за последние годы в умах людей идее, что есть проросшее зерно очень полезно), значит, хлеб с семечками – это полезный продукт, а самые полезные продукты – это продукты традиционные, проверенные поколениями. Так, идём дальше. «На сколько поколений копнуть?» – думают маркетологи. Советские годы? Неее… Всем известно, что в советские годы люди ели колбасу из туалетной бумаги (поэтому и туалетной бумаги в стране не были – съедали подчистую). Значит, копнём глубже. Российская империя? Уже лучше. Но там индустриализация начиналась, заводы уже начали небо коптить. Потом пролетариат завёлся, начал почему-то недоедать, бузить, революции делать… Да ну их!

Пойдём дальше. Вот было ж время всяких славных славянских витязей. Поест такой славный муж из рук любезной жёнушки хлебушка, запьёт его молочком парным, потянется с хрустом, да и съездит постылым супостатам по сусалам. А там, глядишь, можно и водочки на берёзовых бруньках… (Впрочем, стоп – это уже тема для другой рекламы!)

Ну, вот оно! Зацепили образ! Когда ж это было-то, в какую эпоху? Древняя Русь… «Древнерусский хлеб»? Нет, коннотации не те. Слово «древний» нынче используют чуть ли не как ругательство – «древний смартфон», «пиджак у тебя древний» и т. п. Надо как-то подчеркнуть наш здоровый рецептурный консерватизм. «По старинной рецептуре»… Вот, хорошо! Так, старина, Русь, гей-славяне… Ну-ка, поднатужимся… Конечно, старославянский! Даже слово такое есть. Всем историкам и филологам знакомо. Ну всё, годится. Старославянский хлеб, так тому и быть.

И в самом деле, термин «старославянский» существует. В языкознании. Старославянским языком обозначается литературный язык – язык первых славянских рукописей, кои возникли при непосредственном участии Кирилла и Мефодия, а также их сподвижников, переводивших на язык славян церковные тексты. Затем на его базе сформировался уже более известный нам церковнославянский, который и по сию пору можно услышать в церкви. В общем, если брать тот период, который соответствует бытованию старославянского языка, то это IX–XI века. В общем, старина старинная, даже вполне себе древность.

Ну и что же тут меня смущает, спросите вы?

Да вот семена подсолнечника и смущают. Растение это, столь обыденное ныне в России, происходит родом из Америки. То есть, как вы понимаете, до открытия её Колумбом и начала колонизации этого континента подсолнечник был европейцам неизвестен. В России подсолнечник появился ещё позже, чем в Западной Европе. Когда именно это произошло, я точно не знаю. В интернете на всяких малоавторитетных сайтах написано, что это произошло при Петре I, но ссылок на какие-либо источники информации не приводится. В «Википедии» на эту тему тоже полное молчание.

Вот и в редких научных статьях на эту тему мы сталкиваемся всё с той же тотальной неизученностью данного вопроса. Так, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета Е. В. Синчина написала в своей статье: «Считается, что в России подсолнечник появился благодаря Петру I, так как царь заметил это растение в Голландии и приказал привезти семена в Россию» (Синчина Е. В. Возделывание культуры подсолнечника на Кубани в пореформенный период (1861–1917) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 102–104). Подозреваю, что сия информация взята прямиком из интернета, а значит, не заслуживает доверия.

Зато примечательна найденная ею цитата из «Полной энциклопедии русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук» (СПб., 1902. Т. 7. С. 394): «В начале 30-х годов (XIX в. – прим. авт.) подсолнечник был известен в России только как садовое растение. Раньше всего стали высевать подсолнух в больших количествах для получения зёрен как лакомства в Саратовской губернии. Так как подсолнечные зёрна напоминали вкусом кедровые орешки, а из последних, как было известно, готовилось масло, то это навело на мысль крестьянина слободы Алексеевки (Воронежской губернии, Бирюченского уезда) Д. Бокарева попробовать отжать масло и из подсолнечных зёрен». Благодаря этому замечательному человеку и началось триумфальное шествие данного продукта по городам, весям, а затем и странам (напомню, что Россия – крупный экспортёр подсолнечного масла), а мы сегодня можем с гордостью считать свою страну родиной этого продукта.

Подсолнечное масло было крайне востребованным продуктом ещё и потому, что значительную часть времени крестьяне соблюдали православные посты и не могли употреблять в пищу масло из молока. К тому же новый продукт был ещё и дешевле. Ну и таки да, оказалось, что семечки подсолнечника также можно грызть и это дело сильно затягивает…

В общем, в нашей стране стали разводить разные сорта подсолнечника – так называемый грызовой и масличный. Эти культуры быстро завоевали соседние регионы, а вскоре (не позднее середины XIX века) пришли и на Урал (Роднов М. И., Тагирова Л. Ф. Семечки на Южном Урале: начало истории возделывания подсолнечника // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2022. № 2. С. 5–11).

Но нигде нельзя найти упоминание об использовании семечек подсолнечника для приготовления хлеба. Что и понятно – с чего бы вдруг нашим предкам так извращаться и вносить в устоявшуюся рецептуру столь странный ингредиент? Маркетологов-то в ту пору ещё не нарожали…

Вот и получается, что «старославянский хлеб» не имеет ни малейшего отношения к «старым» (древним) славянам и является не традиционным, а наоборот – нетрадиционным продуктом. Хотя и вкусным. Мне нравится.

В общем, со всякими «традиционными рецептами» нынче дела обстоят примерно так же, как и с фильмами, «основанными на реальных событиях». И там, и там мы неизменно найдём какой-то подвох, а то и откровенное враньё.

Предлагаю вам, если ещё не читали, узнать поподробнее о том, как нас дурят создатели «патриотических» российских фильмов о советских достижениях в космосе. Яркий пример того, как под разговоры о необходимости сбережения исторической памяти происходит фальсификация истории.