Найти тему
Мои разные дети

Обычный класс и школьник с РАС: опыт второй

Пятый класс — это время, когда многие родители детей с РАС без умственной отсталости задумываются: может, попытаться пойти на очное обучение в обычную школу?

В начальной школе многие родители готовы были сидеть над уроками с ребенком до полуночи, чтобы имитировать его успешность в этой школе, по этой программе, у этого педагога. Создавалась иллюзия, что дети сами такие успешные, а класс — сильный.

В пятом классе образовательный ценз всей параллели предъявляется один и тот же, программа одна и та же. Скоро и учебники одни и те же собираются сделать (кроме истории и обществознания). Качество гарантированного государством образования выравнивается, усредняется.

Начавшиеся в 11-12 лет гормональные изменения способствуют созреванию лобных долей головного мозга, улучшению концентрации внимания у детей с СДВГ и РАС. Легче даются иностранные языки. Появляются новые предметы гуманитарного (история, география), естественно-научного (биология) и точного блоков наук (информатика), которые могут оказаться зоной успешности, поднятия самооценки у конкретного ребенка (дождались).

Классы меняют свой состав: одни уходят в гимназии и лицеи, другие — переходят оттуда в обычную школу. Понижается риск и интенсивность травли: смена обстановки, новый состав детского коллектива, внедрение более интеллектуальных форм культурного досуга (посещение театров, музеев, производств), повышение частоты общественных мероприятий (репетиций, конкурсов, выездов, чаепитий, дискотек) и так далее. Пятиклашек сравнительно легко увлечь, отвлечь, сплотить или разъединить, если есть заинтересованность в этом со стороны родителей, учителей и администрации школы.

Мой старший сын с РАС окончил пятый класс в обычной переполненной городской школе со средним рейтингом. Не в столице. Но метро, кино, театр, скверы, детские площадки, секции, церкви, библиотеки, торговые центры и прочие блага цивилизации — всё в пешем доступе имеется.

Про наше "хорошее образование".

Пятый класс многие родители встречают с высокими ожиданиями: у них "сильный класс", "дружный класс".

В пятом классе у школьников 16 предметов и 4 ВПР. По языкам, литературе и математике обнаружились провалы за прошлые годы обучения. Многие дети в свои 11-12 лет плохо читают вслух, часто ошибаются в словах и ударениях. Моему сыну было стыдно слушать чтение одноклассников. Он недоволен, что из-за них его почти никогда не спрашивают по литературе: в его навыках чтения и пересказа у учительницы сомнений нет.

С русским языком у детей тоже проблемы. Учительница не раз жаловалась на то, что дети не делают домашние задания (их, к слову, по этому предмету немного, обычно 1-2 упражнения). Она им и "второй шанс" давала: еще раз объяснила домашнее задание и попросила сделать на уроке. Но часть детей и после этого не написала эти несчастные несколько предложений. Были докладные на имя директора.

С 5 класса начинаются изложения. Мой сын, как и другие дети, не сразу смог понять, что требуется. В первый раз он написал лишь заголовок, во второй — вообще все (и то, что надо, и то, что не надо). Но после этого вроде бы и до него дошло. На ВПР учительница выкраивала для класса дополнительное время, объясняя, что иначе дети не напишут эту работу.

На узкий кругозор детей обратила внимание учительница истории: рекомендовала детям во время зимних и последующих каникул почитать сказки, мифы, библейские пересказы ("Библию для детей"). Предложила детям между уроками обращаться с вопросами к сыну, так как в его знаниях по своему предмету она уверена, доказал.

Сын охотно делится знаниями об окружающем мире. Одной из одноклассниц "открывал глаза", что церкви открыты для посещения, он там бывал, это ее туда не водили по каким-то причинам. А ведь у детей недавно закончился курс "Основ православной культуры", школа несколько лет назад заключила договор о сотрудничестве с православной митрополией, действует приход напротив здания школы, есть воскресные школы и православные гимназии в каждом районе города.

По "Математике" у сына не усвоено деление уголком, у его нынешних одноклассников — умножение, связанное с трехзначными числами (материал 3-4 классов).

Наибольшие трудности у сына вызывали: упрощение выражений, переместительный и распределительный законы умножения, деление в столбик, использование формул в задачах. Это все требует понимания пространственных моментов и состава числа. Часто сыну не хватает времени на осмысление заданий на контрольных и самостоятельных работах в классе. Но пока он был один такой с трудностями, помощь учительницы сводилась к фразе: "Читай учебник — поймешь". А учебник написан сухо, как инструкция к лекарствам, то есть для тех, кто итак понимает, что ищет. Это я про учебник Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс. 5-е изд., дораб. — М., Вентана-Граф, 2019.

В третьей и четвертой четвертях в классе заметно прибавилось двоек на контрольных работах. Ввели систему жетонов, с помощью которых можно накопить на положительную оценку. Перед написанием контрольных работ в классе учительница всегда дает детям аналогичные контрольные работы на дом. Таким образом, сын дома мог решить на "пять", "четыре" или "три", в классе — на "три" или "два". Итог за четверть получался выше 2,5 баллов. К четвертой четверти у него наметился прогресс благодаря теме дробей: на пять "троек" приходилось всего две "двойки" (2,71 балла).

Про наших "хороших детей".

Критерии "хорошести" могут быть разными: высокая успеваемость, самомотивация к учебе, добросовестность в выполнении заданий, полезные привычки, активная общественная позиция, умение дружить и так далее. У меня второй сын — инвалид, он для меня тоже хороший ребенок, хотя не учится в обычном классе обычной школы. Для меня важны личностные черты, характер.

Отличников к концу года в классе осталось два. В плане обучения у 1/4 класса есть трудности (это то, что я насчитала по чату). Когда дали задание сделать дома самостоятельно бутерброд от и до, то многие дети принесли распечатки с кулинарных сайтов. Некоторые мальчики по три занятия не могли приступить к выполнению заданий по выпиливанию по "Технологии", потому что не учили технику безопасности.

В школе мальчики играли в странные, травмоопасные "игры": кружения с толканиями в коридоре, запирания одноклассников в чужих кабинетах, подглядывания за старшеклассниками в раздевалке, кидались кусками льда и так далее. Из-за чужих причуд сын получил пару травм.

Одноклассников сына замечали курящими в подъездах. В классе есть несколько музыкантов и пара спортсменов. Класс часто куда-то ходит, в чем-то участвует, но дружным детский коллектив назвать нельзя.

В классе учится девочка, которая и в прошлые годы допекала остальных детей: провоцировала на неблаговидные поступки, сеяла вражду между детьми, а потом наслаждалась полученными результатами. Родители писали, что у нее "корона" на голове. В этом учебном году дети несколько месяцев молчали, что она приносила нож в школу и хвасталась, что если пустит его в ход в школе, то ей ничего за это не будет.

Сын не был очевидцем ситуации и последовавшего скандала, болел. Я дважды предлагала обратиться к администрации и созвать конфликтную комиссию в школе. Но меня не услышали: родители разрабатывали сценарии вызова мамы девочки (как будто она придет) и своих детей на отдельное собрание, где дети должны были публично свидетельствовать. Устроить судилище, одним словом. Дети испугались идти и свидетельствовать в присутствии одноклассницы, так как очень ее боятся.

До этого известия сын общался с девочкой-агрессором и жаловался на навязчивость с ее стороны. Когда я узнала, что она на его теле писала что-то ручкой, замазкой, то спросила: "Ты пытался ей сказать "нет"? Ты говорил ей, что тебе вот это и это не нравится? Нет? Так пойди и скажи. И скажи, что не будешь общаться с ней и потребуешь у классного руководителя вас рассадить, если она не перестанет". Она обиделась и сама попросила отсадить ее. А через несколько дней подошла и переспросила у сына: правда ли ему не нравится то-то и то-то. И снова пыталась наладить с ним общение. Сын был в шоке: "Неужели до нее только сейчас дошло?"

Узнав о новой ситуации в классе, он заблокировал контакт одноклассницы. Не знаю, что подействовало, но вскоре девочка стала вести себя иначе, подходила ко всем и уверяла, что того случая с ножом не было. Круг ее общения резко сузился до новеньких детей. Сын разблокировал ее через неделю, когда она сама подошла.

В конце года сына стали травить 2-3 мальчика. Не из-за девочки, а потому что сын члена родительского комитета, которого сделали президентом класса, реализует свои амбиции.

Про наших "хороших родителей" и "злых учителей".

Здесь все очень неоднозначно. Когда мы перевелись в нынешний класс, то меня сразу насторожили штампованные фразы про "дружный класс" и то, что родители одного из учеников не вступали в общие чаты, держались особняком. Разве так может быть в действительно дружном коллективе?

"Дружность" родители класса, на мой взгляд, проявили в сдаче денег на необязательные траты и в осуждении тех немногих, кто решил сдавать "только на образование и экскурсии".

Родители исправно оплачивали экскурсии и поездки в развлекательные центры для детей, но забывали о сиюминутных нуждах. На уроках "Технологии" сын часто делился пилками с одноклассниками, потому что родители им купили плохие, быстро ломающиеся. И так было несколько четвертей. В конце концов, классный руководитель не выдержала и за свой счет купила кому-то пилки, а потом пожаловалась в родительский чат. Вот тогда одна из мам поинтересовалась через своего сына, откуда у нашего сына хорошие пилки, как выглядят, где их покупали.

Чат с учителем пестрил напоминаниями про необходимость оплаты питания для таких-то детей. К концу учебного года многие дети стали съедать в столовой по 3-4 порции, подъедая и за начальными классами. То ли дома еды нет, и дети впрок наедаются, то ли это невротическая реакция на стресс, то ли намеренный вред здоровью. Часть детей после завтрака уходила с уроков под предлогами плохого самочувствия (голова или живот болит). Сотрудники медкабинета уверены, что в большинстве случаев дети симулировали.

Пятый класс — адаптационный. Детям очень нужна психологическая поддержка со стороны родителей, возможность отвлечься от проблем, направить свои переживания в конструктивное русло. Дети часто расплачиваются за адаптацию своим здоровьем. В частности, в классе было много визитов в травмпункт от разных детей.

Поддержки со стороны семьи хватило не всем детям. Родители одноклассников жаловались на то, что у детей пропало желание идти в школу. У одного мальчика так рухнула самомотивация, что он "забил" на все.

Мой сын ходил в школу ради коммуникации с ровесниками и интересных ему гуманитарных предметов (и учителей, которые их вели). Сын часто болел из-за различных переживаний. Мы старались вырывать его из перенасыщенного эмоциями школьного культурного контекста: вывозили на экскурсию к зубрам, гулять в "Швейцарию", "Александровский сад", зоопарк "Лимпопо", в лес, на турбазу, на речную прогулку. Продлевали ему каникулы первой четверти, отправив в санаторий.

Речная прогулка в мае. Фото сделано мной.
Речная прогулка в мае. Фото сделано мной.

Во второй четверти сын выиграл несколько медалей на соревнованиях, получил грамоту за участие в конкурсе чтецов, сыграл в сценке на школьном мероприятии. Дальше его ресурсов опять стало не хватать: каждую четверть были освобождения из-за ушибов, ОРВИ или поллиноза. Но и уроки стали отменять все чаще, а потом наступили майские. Отдушиной для сына стало дополнительное образование (он участвовал в концертах) и хобби (съемки роликов, создание стикеров, семейное древо, фотографирование окрестностей).

Староярмарочный собор в апреле. В воскресной школе при нем мой сын выступал в составе ансамбля. Фото сделано мной.
Староярмарочный собор в апреле. В воскресной школе при нем мой сын выступал в составе ансамбля. Фото сделано мной.

В итоге, учебный год обошелся без нервных срывов и приема тяжелых препаратов. Большой стресс был каждый раз в первый день выхода в школу со справкой, забывал он школу. Возвращаться в школу после болезни лучше по пятницам, перед выходными. Плакал за год сын всего несколько раз, и те — в школах, от перенапряжения и недопонимания ситуации. Для него это очень большой прогресс в стрессоустойчивости. Он справился, и это круто!

В зоопарке "Лимпопо" в апреле. Фото сделано мной.
В зоопарке "Лимпопо" в апреле. Фото сделано мной.

Наш классный руководитель — учительница физики — не ведет в классе никакого предмета, только "Разговоры о важном" по понедельникам. Активно предлагает мероприятия, на которые можно сводить класс, поездки и выходы с другими классами. Но глубоко в проблемы детей она не вникает: отводит к социальному педагогу или жалуется родителям.

Со следующего года классный руководитель возьмет к себе девочек на уроки "Технологии". Родителям не понравилось, что в этом году в одном углу кабинета мальчики пилили, а в другом — девочки вязали. Нынешней учительницей по "Технологии" и "ИЗО" они недовольны: детям надо за ней ходить и самим показывать, доказывать, что они сделали то-то и то-то. Сын тоже не в восторге от нее, но нашел подход.

Поделка сына по "Технологии". Яйца — наши. Фото сделано мной.
Поделка сына по "Технологии". Яйца — наши. Фото сделано мной.

В течение учебного года было много интересного:

- учительница физкультуры заставляла сына за пропуски по уважительной причине доклад и презентацию по научным требованиям делать как к докладу по кандидатской (она хоть заголовок читала того, что выслала?),

- учительница английского языка заставляла приседать по сорок раз на своих уроках со счетом на английском языке даже, если в этот день был урок физкультуры,

- учительница музыки заставляла детей учить на оценку православные молитвы,

- учитель "ОБЖ" (он же — директор) редко появлялся на своих уроках: когда они все-таки были, то его обычно заменяли учительница физкультуры или психолог.

Вместо уроков "ОБЖ" часто проводились линейки, выезды, конкурсы и иные мероприятия. Оценки за первую четверть по предмету классу не выставлены до сих пор. Наверное, не выставят уже никогда. Никто не знает, кто на самом деле их выставляет.

Родители иногда вмешивались, чтобы прекратить это безобразие, а иногда — нет. Иногда удавалось чего-то достичь, иногда — не удавалось. С конца второй четверти многие уроки стали отменять из-за болезней педагогов, семейных обстоятельств, участия в подготовке и проведении мероприятий.

В 2022-2023 учебном году адаптация детей в пятом классе была осложнена введением нового ФГОС. Некоторые темы 6 класса спустили в программу 5 класса. По "Информатике" старый учебник не пригодился, нового не дали: учили смеси теоретических тем 5-6 классов, присылали тесты и презентации. Изменились и правила организации ВПР: теперь каждая школа сама определяет сроки сдачи и они не ограничиваются одним днем. Это вносило дополнительный хаос и стресс в систему обучения.

Музей "Назад в СССР" в зоопарке "Лимпопо". Фото сделано мной.
Музей "Назад в СССР" в зоопарке "Лимпопо". Фото сделано мной.

Родительский чат кипел от переживаний, требований, обвинений, сравнений, воспоминаний, сборов денежных средств, от того, что учителя не могли отвечать на звонки в рабочее время и не все сообщения читали сразу. В основном, пытались все решать через классного руководителя. К директору если, кто и ходил, то в частном порядке.

Самым возмутительным событием для родительского комитета под конец учебного года стало следующее. Детей с подачи школы отправили на каникулы "по семейным обстоятельствам" — на самом деле, чтобы подготовить школу к ремонту — на неделю раньше положенного. А оценки выставили, ориентируясь на прежние сроки учебного процесса, и на торжественной линейке одного из детей, хорошиста, обошли грамотой. После этого председатель родительского комитета наконец-то решилась сходить к директору перед началом следующего учебного года.

Единственная моя очная встреча с директором в учебном году была из-за травмы сына. Во время беседы было четкое ощущение, что администрация школы хочет вывести меня на скандал или истерику, чтобы была причина избавиться от ученика: отправить на индивидуальное обучение или в школу по прописке. Я отказалась. С тех пор я предпочитаю писать на официальный e-mail школы обращения со скриншотами. Пока помогает.

Резюме. В нашей системе образования много возможностей для имитации хорошего образования. Но при переходе с одной ступени образования на другую это всегда вскрывается. В пятом классе родители болезненно переживают несоответствие своих детей тому образу, который они сами себе придумали, и то, что детям нужна не совсем та помощь, которую они умеют оказывать.

В какой-то момент у меня были опасения, что сын понаберется в школе больше плохого, чем хорошего. Одноклассники и курят, и матерятся, и в дурацкие игры играют. Но он пока устоял. И успеваемость, кроме математики, тоже устояла. По английскому языку и физкультуре лучше стала. Дети многое берут от родителей: если они занимаются самообразованием, то и дети будут.

За этот год сын адаптировался к учебе в среднем звене, и много почерпнул для себя в плане общения с ровесниками и учителями. Повзрослел, получил простейшие навыки выживания в нашей системе образования. Теперь он знает, что нельзя недооценивать пропуски по "Физкультуре" — цену за эти пропуски могут "заломить" совсем не по нормативам. На этом и в колледжах, и в вузах попадаются. А чтобы была сдача по нормативам надо заранее все планировать и договариваться, или заработать оценки альтернативным путем — победить в спортивном конкурсе. Он приходит домой и говорит о своих проблемах, советуется.

Пока неизвестно, чем закончится травля сына. Нет уверенности, что к началу учебного года не уйдет классный руководитель, или дети, которые участвуют в травле.