Найти тему

Чему ты научился в начальной школе? Проверь себя!

Задача 1
Задача 1

Для тех, кто идёт в 5 класс.

Дорогой друг!

Прозвенел последний звонок, и ты уже в 5 классе. Как обстоят дела с математикой? Готов ли решать задачи самостоятельно, без помощи родителей?

Если хочешь проверить себя, присоединяйся!

Будем решать задачи!

Заведи отдельную тетрадь в клетку, приготовь ручку, карандаш и линейку и приступай к работе.

Можешь пригласить маму или папу, бабушку или дедушку… Им тоже будет интересно. Обещаю.

Итак, начинаем! Посмотри на часы и запиши время начала работы.

Задача 1
Задача 1

Делай шаг за шагом:

Шаг 1. Прочитай задачу, представь ситуацию, которая в ней описана.

Шаг 2. Выдели условие и требование задачи.

Шаг 3. Нарисуй схему.

Шаг 4. Запиши решение задачи.

Шаг 5. Сделай проверку.

Шаг 6. Запиши полный ответ.

Шаг 7. Придумай и запиши задания, в которых можно использовать ситуацию, рассмотренную в задаче.

Молодец! Проделана колоссальная работа!

Посмотри на часы и запиши время окончания работы.

Запиши в тетради этот результат. В дальнейшем будешь с ним сравнивать другие результаты...
Запиши в тетради этот результат. В дальнейшем будешь с ним сравнивать другие результаты...

А теперь – ОТДЫХ! После отдыха возвращайся!

А я пока опишу свои рассуждения.

Просто обожаю решать задачи…

Задача 1
Задача 1

Готово! Посмотри, что у меня получилось!

Задача 1
Задача 1

Шаг 1. Читая задачу, я поняла, что все мальчики разного роста и представила вот таких мальчишек:

Мальчики
Мальчики

Шаг 2. Условие задачи я подчеркнула красным карандашом, а требование задачи – синим:

Выделение цветом
Выделение цветом

Шаг 3. Нарисовала схему:

Схема к задаче 1.
Схема к задаче 1.

Шаг 4. Записала решение задачи: 9 + 6 = 15 (см).

Шаг 5. Для проверки я составила задачу, обратную данной, и решила её.

Задача, обратная данной.
Задача, обратная данной.

Схему и решение этой задачи приведу в конце. А сейчас можешь попробовать решить её самостоятельно.

Шаг 6. Записала ответ: на 15 сантиметров Саша ниже Пети.

Шаг 7. Какие задания ещё я придумала – расскажу позже…

Внимание!

Всё ли понятно?

Предлагаю рассмотреть каждый шаг более подробно.

Шаг 1. Надеюсь, что здесь понятно.

Шаг 2. Условие задачи – это то, что известно.

Известно:

· Петя выше Бори на 6 см;

· Боря выше Саши на 9 см.

Требование задачи – это то, что нужно найти. В данной задаче требование представлено в вопросительной форме, т.е. в виде вопроса:

· На сколько сантиметров Саша ниже Пети?

Шаг 3. Схема – это модель задачи, в которой мы указываем данные и искомые величины, и отношения между ними. Схема помогает нам решить задачу.

Как же я нарисовала схему?

1) Изобразила рост Пети отрезком произвольной длины.

Отрезок обозначает рост Пети.
Отрезок обозначает рост Пети.

2) Вторым отрезком изобразила рост Бори.

Второй отрезок короче первого, т.к. Петя выше Бори.
Второй отрезок короче первого, т.к. Петя выше Бори.

Рассуждала так:

Если Петя выше Бори, то Боря ниже Пети. Поэтому отрезок, соответствующий росту Бори, короче.

3) По условию задачи известно, что Петя выше Бори на 6 см. Покажем это на схеме:

Боря ниже Пети на 6 см
Боря ниже Пети на 6 см

4) Рассуждая так же, чертим третий отрезок и показываем на схеме величину 9 см.

Если Боря выше Саши на 9 см, то Саша ниже Бори на 9 см.
Если Боря выше Саши на 9 см, то Саша ниже Бори на 9 см.

5) Сравниваем рост Саши и рост Пети.

Окончательная схема к задаче 1. Далее работаем с этой схемой.
Окончательная схема к задаче 1. Далее работаем с этой схемой.

Чтобы тебе было понятно, я выделила разницу в росте Пети и Саши зелёным цветом.

Зелёный отрезок показывает, на сколько сантиметров Саша ниже Пети.
Зелёный отрезок показывает, на сколько сантиметров Саша ниже Пети.

6) Рассуждаем так:

Зелёный отрезок состоит из двух отрезков: 9 см и 6 см. Чтобы найти его длину, нужно выполнить сложение.

Красным цветом выделены равные отрезки.
Красным цветом выделены равные отрезки.

Обрати внимание! Одним цветом (красным) я выделила равные отрезки. Длина каждого из них 9 см.

Таким образом, зелёный отрезок является суммой красного и синего.

Шаг 4. Запись решения, надеюсь, понятна.

Шаг 5. Одним из способов проверки задачи является составление и решение задачи, обратной данной.

Для этого искомую величину (15 см) считаем данной. Одну из данных в задаче величин будем считать искомой (6 см или 9 см).

Если выберем 6 см, то искомой будет 9 см. Если выберем 9 см, то искомой величиной будет 6 см.

Выше была приведена одна из обратных задач:

Задача, обратная данной
Задача, обратная данной

Схема:

Схема к обратной задаче
Схема к обратной задаче

Другая обратная задача:

Задача, обратная данной
Задача, обратная данной

Схема:

Схема к обратной задаче
Схема к обратной задаче

Шаг 6. Запись ответа, надеюсь, понятна.

Шаг 7. Я предлагаю тебе выполнить такие задания:

Рост Бори 150 см. Боря на 6 см ниже Пети и на 9 см выше Саши.

· Запиши рост каждого мальчика в порядке убывания.

· Верно ли, что Саша ниже всех?

· Верно ли, что Боря выше всех?

· Проверь себя!

Мальчики стоят по росту, начиная с самого высокого.
Мальчики стоят по росту, начиная с самого высокого.

- Кто первый?

- Кто второй?

- Кто третий?

· Запиши имена мальчиков в порядке возрастания их роста.

Мальчики стоят по росту, начиная с самого низкого.
Мальчики стоят по росту, начиная с самого низкого.

(Ответы: 156 см, 150 см, 141 см; да; нет; Петя, Боря, Саша; Саша, Боря, Петя)

А какие задания у тебя? Напиши в комментариях!

Если тебе понравилась такая работа, ставь лайк!

Жди следующую задачу!