София Баранова
Изучаем мир современного искусства и исследуем арт-рынок вместе с основательницей галерей ASKERI GALLERY и ART ONLINE 24 Полиной Аскери.
«Я собрала для вас книги, которые помогут почувствовать искусство душой, вдохнуть жизнь в сухие выжимки из биографий и википедийные описания стилей. Помимо посещения арт-событий, я очень много времени уделяю чтению книг по искусству, мемуаров и биографий. Погружение в другое время, знакомство с другими взглядами на жизнь и эмоциональными воспоминаниями о художниках и галереях прошлого – важный этап знакомства с арт-средой».
Себастьян Сми. Искусство соперничества: четыре истории о дружбе, предательстве и революционных свершениях в искусстве
«Как галерист со стажем, смело заявляю: художники – невероятно сложные люди, но потрясающе интересные и многогранные личности. Я очень люблю общаться с художниками, узнавать их историю и бэкграунд их творчества. Один из важнейших этапов отбора новых художников в ASKERI GALLERY – личная беседа, во время которой я знакомлюсь с мироощущением художника, его взглядом на жизнь и самого себя. Наша работа и взаимодействие друг с другом строятся на принципах уважения и поддержки. На поиск баланса и оптимальных способов личных и рабочих контактов ушло много времени и сил. И мне интересно посмотреть на эти взаимоотношения с другой позиции – со стороны самих художников. Пожалуй, именно поэтому книга о взаимоотношениях известнейших мастеров мира представляет для меня большой интерес. Как работали, дружили и соперничали Мане и Дега, Пикассо и Матисс, Фрейд и Бэкон, Поллок и Де Кунинг? Чему учились друг у друга, о чём спорили? «Искусство соперничества» раскрывает личность художника с новой стороны и может многому научить наших современников – как авторов, так и галеристов».
Томас Ховинг. Пусть мумии танцуют
«Томас Ховинг возглавлял музей Метрополитен с 1967-го по 1977-й год. И это была бесспорно эпоха перемен для одного из самых крупных и известных музеев мира. Ховинг усовершенствовал Метрополитен, проведя реконструкцию здания и залов, а также радикально сменив концепцию музея, начав выставлять в нём современных художников. По сути, аналогичный путь сейчас проходят «Третьяковка» и Пушкинский музей. Мне очень нравится, как классическое и современное искусство вступают в диалог и перестают выставляться по разные стороны баррикад, ведь они части одного целого, неразделимые реликвии прошлого, настоящего и будущего. Я восхищаюсь биографией человека, который понял это одним из первых, и чей пример в дальнейшем послужил большим вдохновением для других культурных институций мира».
Пегги Гуггенхайм. На пике века. Исповедь одержимой искусством
«Роскошная, сильная, самодостаточная женщина, превратившая галерейный бизнес в США и Европе в отдельный вид искусства – вот кто такая Пегги Гуггенхайм. В сороковых годах прошлого века она основала одну из известнейших галерей мира. Она покровительствовала Поллоку и Де Кунингу, страстно собирала искусство, работала на износ и при этом ярко и страстно наслаждалась жизнью. Ее автобиография – это действительно исповедь. Пегги не стесняется личных подробностей, умело смешивая рабочее и интимное, восхищаясь искусством и иронизируя над людьми. История одной из самых влиятельных галеристок мира – моя настольная книга. Я открываю её после очередных успехов и после самых тяжёлых и изнуряющих рабочих будней. Читать с любой страницы. Восхищаться – с первой по последнюю».
Сара Торнтон. Семь дней в искусстве
«Сара Торнтон – известная британская журналистка и социолог. Поэтому к миру искусства она подходит со всем присущим журналистике инструментарием: глубоким погружением, поэтапным исследованием и четким анализом. Сара встречается со всеми участниками мира искусства – дилерами, коллекционерами, художниками, галеристами – и пытается составить представление об арт-бизнесе не только с внешней, весьма «причёсанной» стороны, но и изнутри – куда случайные посетители заглядывают редко. Сара изучает арт-среду как феноменальную субкультуру. Как её активный участник, я с большим интересом погрузилась в журналистское расследование Торнтон и имела возможность сравнить европейский и российский подход к этому нелёгкому бизнесу. Но, скажем по-честному: даже семи дней в искусстве слишком мало, чтобы понять, что это такое».
Уилл Гомперц. Непонятное искусство
«В оригинале книга называется «What are you looking at?» (дословно: «На что вы смотрите?», и это название абсолютно себя оправдывает. Автор охватывает 150 лет развития искусства от Моне до Бэнкси и обстоятельно рассказывает читателям, как, и, главное, зачем на всё это смотреть. Мне кажется, что это очень важная книга для тех, кто заинтересованно поглядывает на выставки и ярмарки современного искусства, но боится задавать вопросы. Ведь один из самых распространённых действительно звучит почти как название книги Гомперца: «На что я смотрю? Что это такое? Почему это называется искусством?». Это настолько острая тема, что несколько лет назад я организовала цикл лекций под названием «Как полюбить современное искусство». Начинается он, конечно же, с краткого пособия, как его понять. Люди нуждаются в дружелюбном объяснении, озвученном на равных, без скупой терминологии и взгляда исподлобья. Современные галереи – в том числе, ASKERI GALLERY, – стараются обеспечить это в своих стенах, но для тех, кто еще не нашёл свою галерею, книга Уилла Гомперца будет самым актуальным изданием».
Н. А. Мудрогель. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее
«Я восхищаюсь людьми, искренне преданными своему делу. В мире искусства лица сменяют друг друга, но есть абсолютно легендарные персонажи, например, прекрасная Ирина Александровна Антонова – директор ГМИИ им. Пушкина, проработавшая в музее всю свою жизнь. Николай Андреевич Мудрогель – сотрудник Третьяковской галереи на протяжении 58-ми лет. Шестнадцать из них он провёл непосредственно рядом с Павлом Третьяковым. Работать в галерею устроился сразу после смерти отца, который в прямом смысле отдал жизнь за искусство – простыл, охраняя короба с картинами. Мудрогель боготворил галерею и её создателя, восхищался картинами и очень любил наблюдать за посетителями. Его воспоминания о Третьякове изначально были опубликованы в журнале «Новое время» ещё в сороковых годах прошлого века, а уже затем бережно собраны в книгу. Для меня это не просто история человека в искусстве, но история искусства в людях: ведь именно благодаря стараниям купца Третьякова русские художники обретали известность, а московская публика наконец начала массово образовываться в сфере искусства. Третьяков сделал искусство доступным. Это была невероятно сложная и кропотливая работа, требующая большого терпения и человеколюбия. Эта работа продолжается по сей день. И, благодаря сохранившимся воспоминаниям, мы можем изучить её результаты».
Дональд Томпсон. Как продать за $12 миллионов чучело акулы
«Книга Томпсона – лучшее, по мнению критиков, исследование рынка и современного искусства. Увлекая внимание читателя скандальными историями громких продаж, попутно автор раскрывает сами принципы функционирования арт-бизнеса, обычно скрытого от глаз простых смертных. А ещё – это уникальная возможность проникнуть в закулисье мира аукционов и арт-маркетов, дилеров и галеристов, художников, чьи гонорары исчисляются семизначными цифрами, и тех, кто лишь карабкается к вершине, – того мира, где искусство появляется на свет и где оно обретает цену».
Узнать больше о современном искусстве, вдохновении, коллекционировании и буднях галериста можно в телеграм-канале Полины Аскери.