В период правления Екатерины Великой произошло событие, о котором мы все немного подзабыли. В 1766 году Екатерина решила реформировать законодательную систему России и вместо Уложения 1649 г. написать новое Уложение. Конечно, Петр Великий и др. вносили изменения в законы империи, но процесс шел по пути их накопления. Имело большой смысл издать новый сборник законов. 14 декабря был издан манифест об учреждении комиссии для написания нового Уложения и выборе депутатов от всех свободных сословий для работы в ней. При этом новые депутаты прибывали для работы в Москве с наказами от своих выборщиков.
Эти наказы дают нам интересную информацию о положении отдельных групп населения страны и о противоречиях, накопившихся в обществе. Все материалы комиссии есть в открытом доступе.
Сохранился Наказ и пахотных солдат Сапожковского уезда. В его составлении участвовали 38 крестьян, выборных от каждого села уезда и города Сапожка, в том числе шести солдат села Новоникольского. Так что процедура выглядела, по сегодняшним меркам, вполне демократичной. Был выбран и свой депутат в комиссию- "города Сапожка пашенный солдат Семен Григорьев сын Авдеев". К слову сказать, депутаты получали большие льготы от государства.
Наказ сапожковских крестьян был прост.
Первое, что беспокоило крестьян, это захват их земель смежными помещиками, а именно: «покойного господина генерала-лейтенанта и кавалера Родиона Михайловича Кошелева, сел Смыкова и Канина крестьянами, его сиятельством господином генералом-майором и кавалером , графом Федором Андреевичем Остерманом к селу Красной Слободе и Красному Углу». Проблема была еще и в том, что «московская межевая канцелярия поданное от нас прошение, не знаемо для чего, не приняла и отдала нам обратно. От себя добавлю, еще бы приняла, когда во главе Московской губернии стоял тот самый Ф.А.Остерман!
Второе, на что жаловались крестьяне-это подушные платежи. «…по второй ревизии мы… оплачивали в год по рублю по десяти копеек, с 1761 года состоявшегося указа платим в треть по восьмидесяти по пяти копеек». Однако это очень затруднительно для хозяйства, которое страдало от частых пожаров, падежа скота, недорода хлеба. А еще приходилось платить за пропавших без вести, хромых, слепых, малолетних, которые записаны в третью ревизию.
Хочется сказать, что «солдаты старых служб» соседних уездов жаловались на то же самое, только истории с захватами крестьянской земли порой доходили до трагических развязок. Пашенные солдаты города Михайлова пишут о том, как были наказаны за то, что учинили судебный спор с помещиком, захватившим их земли: «взыскан с нас, именованных сирот и вдов, денежные суммы, незнаемо за что, несколько тысяч. А сверх оного и втрое причинено и вящего домам нашим разорения: и за оное же пересечено кнутом нашей братьи более двух сот человек, а лишь сечены в един день и по два раза и за теми тиранскими увечьями померли». Но это еще не все, затем забрали примерно двести мужчин и женщин в Михайловскую канцелярию и держали там долгое время под караулом. Но и этого мало. В ноябре 1766 года на три дня в город пришла из Переяславля Рязанского гренадерская рота Второго гренадерского полка и «побили из огненного оружия до смерти нашей братии разных слобод и переранили многое число, не объявя указу, яко сущих неприятелей, безвинно же и понапрасну, а домы наши все разгромили и пожитки истощили до основания». Вот так.
P.S. Обращаю внимание на то, что в Наказе сапожковских «солдат старых служб» приводятся в пример небольшие, всего несколько десятин, захваты земли. И не упоминается об историческом для села Новоникольское захвате крестьянских наделов со стороны Долгорукого. Информация к размышлению.
О жалобах других сословий читайте далее...
Источник: Сборник Императорского Русского исторического общества том 115.