В 60-е годы Стенли Милгрэм из Йельского университета подготовил эксперимент, результаты которого дали одному из журналистов воскликнуть: «Все мы фашисты, только развернуться нам не дают!»
А опыт был очень прост: 3 участника – «учитель», «ученик» и «экспериментатор». Экспериментатор командует, проводя исследования, ученик должен решать несложные задачи, учитель за перегородкой не видит ученика, только слышит, и диктует задачи из предложенной ему таблицы и проверяет ответы, причём только учителя на самом деле тестируют, а ученик и экспериментатор – психологи. В случае неправильного ответа учитель нажимает кнопку, и ученика ударяет ток (для демонстрации реальности происходящего учителю надевают манжету с проводом и показывают: удар тока неприятный, но терпимый). Если ошибки повторяются, то по указанию экспериментатора учитель поворачивает рукоятку – сила тока и боль удара возрастают.
Током, конечно же, никого не били. В задачу «подсадного» ученика входило разыгрывать страдания, постепенно при увеличении силы разряда он переходил от вскриков к мольбам прекратить испытание, а учитель за перегородкой слышал стоны, просьбы, потом мольбы о сострадании, поэтому практически все «учителя» заявляли, что не хотят дальше вести тестирование и бить током, но «экзаменатор» заявлял сначала вежливо: «Нужно продолжать!» – потом настойчиво: «Вы должны!» – потом с нажимом: «Вы обязаны, у Вас нет выбора!»
Экспериментатор объявлял учителю, что всю ответственность за состояние ученика он берет на себя. Важно подчеркнуть, что в адрес «учителя» не поступало никаких угроз в случае отказа продолжать эксперимент, но под влиянием команды (или сознавая, что он не отвечает за свои действия, ведь ему так сказали) подавляющее большинство испытуемых прибавляли силу удара током («так положено по условиям, я не виноват!»), хотя слышали стоны и даже мольбы «несчастного» ученика.
Какие выводы сделал Милгрэм?
1. Участники исследования сами по себе были не большими злодеями и садистами, чем самый обыкновенный, среднестатистический член современного общества (это мы с Вами... или Вы гораздо лучше?)
2. Подавляющее большинство людей не в состоянии оказать серьезное сопротивление человеку, которого они считали наделенным властью («Директор велел ставить тройки этим прогульщикам!» «Мастер распорядился пропустить этот брак!» «Я не виноват, мне приказали отконвоировать их к Бабьему Яру!»)
3. Среди нас с вами достаточно людей, способных на массовые убийства и другие злодеяния. При этом они никаких садистских наклонностей не проявляют и, скорее всего, даже не осознают свой «потенциал» – просто так им приказали!
4. Самое главное, исполнители могли переложить ответственность на своих командиров: пришел приказ, а мы люди военные. Если проще, то стоит человеку приказать проявить жестокость, и в большинстве своём проблем с выполнением профессионального долга не будет.
Итоговый вывод катастрофичен: до тех пор, пока человек подчиняется указаниям начальства, он легко становится палачом.
Милгрэм многократно повторял эксперимент в США и в странах Европы. В общем, результаты от выборки к выборке не сильно отличались друг от друга – около 65 % «учителей» продолжали бить током другого человека под нажимом авторитета «экспериментатора». Многие гуманисты пытались опровергнуть выводы Милгрэма, но все разбивалось о непревзойденный сценарий эксперимента, где можно было все посчитать, выявить закономерности и математически обосновать.