Предателей, воевавших на стороне Гитлера во время Второй мировой войны, было много, из пленных и добровольцев гитлеровцы формировали бригады, батальоны, дивизии, разделенные по национальному принципу. Много их было, и вспоминать их не хочу. Но бригада СС «Дружина» заслуживает отдельного рассказа.
«Дружина» прежде всего интересна тем, что начала она свою деятельность как бригада СС, участвовала в карательных операциях немцев против партизан, расправлялась с мирным населением, заподозренным в связях с партизанами, а закончила свой боевой путь как 1-я Антифашистская партизанская бригада, попортив немало крови гитлеровцам, и уничтоженная почти полностью.
Понимая, что контролировать оккупированные территории надо, а людей мало, Абвер (армейская разведка) и СД (служба безопасности) принялись вербовать в формирования добровольцев. Если Абвер работал в основном с эмигрантами, то СД – с военнопленными, и там, и там, недостатка в добровольцах не было.
Пропаганда делала свое дело, обиженных на Советскую власть было немало.
Летом 1942 года был сформирован 1-й Русский национальный отряд СС, он же - «Дружина №1». В обязанности «Дружины» сначала входила диверсионная деятельность в советском тылу, но затем ее перепрофилировали для борьбы с партизанами.
Командиром «Дружины» был назначен Владимир Гиль, бывший советский подполковник и начальник штаба 229-й стрелковой дивизии. В 1941 году, как это часто бывало, дивизия попала в окружение и Гиль со многими бойцами оказался в плену.
В плену Гиль быстро принял сторону фашистов, создал Боевой союз русских националистов, который и стал основой для «Дружины». После формирования бригады, Гиль взял псевдоним Родионов.
В марте 1943 года отряд Родионова стал именоваться 1-м Русским национальным полком СС, с мая – 1-я Русская национальная бригада СС «Дружина».
Судя по всему, свои обязанности Родионов выполнял странно – есть информация о карательных операциях, весьма кровавых, но есть и факты, доказывающие о хорошем отношении бригады к местному населению и даже саботаж приказов немцев о карательных мерах. Кроме того, не один раз «Дружина» выпускала из окружения партизанские отряды, заключала договоренности с партизанами о ненападении и т.д. То есть, деятельность очень неоднозначная.
Вполне возможно, что это происходило из-за неоднородности состава бригады, люди были разные, многие пошли в отряд из-за возможности перейти к своим или партизанам. Это подтверждается регулярными перебежками бойцов отряда к партизанам, когда одиночными, а когда и групповыми. Кроме того, и советская агитация не дремала – перебежчикам обещалось прощение всех былых грехов.
Так или иначе, в ноябре 1942 года к партизанам перешла целая рота «Дружины», взорвав перед этим мост, который должна была охранять.
Летом 1943 года Родионов и сам начал вести с руководством партизан активные переговоры, а 16 августа «Дружина» вновь сменила флаги, перейдя почти полностью на сторону партизан. Собственно, и советское командование стремилось переманить на свою сторону «Дружину», ведя активную работу среди личного состава бригады.
Гилю пообещали забыть его проступки, сохранить «Дружину», но некоторых товарищей из его окружения он должен был выдать. Условия были приняты, и после перехода «Дружину» переименовали в 1-ю Антифашистскую партизанскую бригаду.
Естественно, все прошли проверки НКВД, бригада была снабжена политработниками.
Бойцы бывшей «Дружины» принимали участие в нескольких успешных операциях, и в целом показали себя неплохо. В частности, 17 августа бригада уничтожила немецкий штаб связи в Докшицах, захватили узловую железнодорожную станцию Крулевщина, уничтожив более 600 солдат и офицеров и захватив хорошие трофеи. Правда, и бригада потеряла немало бойцов.
На следующий день немцы взялись за 1-ю Антифашистскую всерьез, с танками и авиацией, окружив ее. Однако Гилю удалось выйти из окружения и занять оборону. За эту операцию Гиль получил орден Красной Звезды, восстановление в армии и очередное звание полковника.
В апреле 1944 года немцам надоело получать потери от деятельности бывших эсэсовцев, и они развернули широкомасштабную операцию «Весенний праздник» против партизан, действующих в тылу 3-й танковой армии.
В мае бригада была окружена и почти полностью уничтожена, погиб и полковник Гиль, при попытке прорыва, он получил тяжелые ранения, и 14 мая 1944 года умер.
1-я Антифашистская бригада была восстановлена, но, разумеется, это был уже совсем другой состав.
Оценить Владимира Гиля и его людей очень трудно, с одной стороны, по моему мнению, каждый, кто замарался с фашистами и СС – безусловные предатели, однако «Дружина» искупила свою вину в буквальном смысле кровью, доставив немцам куда больше проблем, чем партизанам. А вы как думаете?