Найти тему

Первые московские княгини. Несчастливые жены несчастливого князя

Оглавление

Симеон Гордый был женат трижды. Это обстоятельство нетипично для средневековья, ведь по церковным канонам третий брак хоть и не был запрещён, но не одобрялся. Что заставило московского князя пойти против самого митрополита Феогноста, как складывалась его семейная жизнь, кем были жены московского князя?

Симеон Гордый, портрет кисти И. Н. Никитина, 1731 г.
Симеон Гордый, портрет кисти И. Н. Никитина, 1731 г.

Симеон Иванович Гордый - князь Московский и великий князь Владимирский с 1340 по 1353, князь Новгородский с 1346 по 1353. Старший сын великого князя Ивана Калиты и его первой супруги княгини Елены.

Айгуста (Анастасия)

Первый раз Симеон женился, когда ему едва исполнилось семнадцать лет. Выбор пал на юную Айгусту, дочь великого князя Литовского Гедимина (в православном крещении принявшая имя Анастасия). Конечно же, брак, был заключен из политических соображений. О бракосчетании имеется упоминание в Симеоновской летописи: «…бысть брак велик на Москве». Наследник, рождённый в молодой семье, внук двух могущественных правителей, мог претендовать на княжение в спорных западнорусских землях. Однако «брак велик» оказался не таким. Через год у молодой княжеской четы родился первенец. Им оказалась девочка. Дочку нарекли «царским именем» Василиса. Спустя еще год супруга подарила князю наследника. Мальчика также нарекли Василием. Счастье Симеона не было долгим: спустя год Василий умер. Второй сын Симеона и Анастасии родился через пять лет, но судьба была неумолима — малыш скончался в тот же день, его успели окрестить и наречь Константином.

Женитьба Симеона I Гордого на Анастасии Гедиминовне, миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.
Женитьба Симеона I Гордого на Анастасии Гедиминовне, миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Анастасия тихо покинула этот оказавшийся жестоким для неё мир в марте 1345 года. Ей было не более 28 лет. Последние годы её короткой жизни были безрадостными — потеряна надежда на рождение сына, а вместе с ней любовь и уважение мужа. Чёрствый и высокомерный — «гордый» — князь наверняка обвинял несчастную супругу в отсутствии наследника, так что смерть обернулась избавлением для них обоих. Для неё — от невыносимых душевных мук, для него — от жены «пустоцвета».

Евпраксия

Второй брак Симеон Иванович, уже великий князь, заключил буквально через три месяца после смерти княгини Анастасии. Отмечали это событие широко: Вместе с Симеоном женились и два его младших брата. И если у младших Калитовичей в этих браках сложилась счастливая семейная жизнь, то вторая попытка Симеона наладить семейную жизнь тоже потерпела крах. По неясным причинам через полтора года после свадьбы князь отправил жену - дочь дорогобужско-вяземского князя Фёдора Святославовича, княжну Евпраксию Федоровну из смоленского княжеского дома, «к ея отцу на Волок». Этот небывалый для своего времени случай фактического развода вызвал массу слухов, догадок и сплетен.

«В том году великий князь Семен Иванович, внук Даниилов, отослал от себя княгиню свою Евпраксию к отцу её князю Феодору Святославичу на Волок». Миниатюра из Лицевого летописного свода
«В том году великий князь Семен Иванович, внук Даниилов, отослал от себя княгиню свою Евпраксию к отцу её князю Феодору Святославичу на Волок». Миниатюра из Лицевого летописного свода

Вероятной и оправданной причиной расторжения брака в княжеской среде было бесплодие жёны, но в данном случае говорить об этом не приходится. Супруги прожили в браке слишком короткий срок, чтобы определить неспособность Евпраксии к деторождению; многие супружеские пары московского великокняжеского дома ожидали первенца не один год. Более того, исходя из родословия князей Фоминских и Березуйских, включённых в Бархатную книгу родословия знатных боярских и дворянских родов, составленную в 1687 году, Симеон Иванович велел бывшую жену «замуж дати». Вторым супругом разведённой княгини стал князь Федор Красный Фоминский. Ему она родила четырёх сыновей. Судя по тому, что второй муж и дети Евпраксии служили московским князьям, прошлое забыли и обиды никто не держал.

Упомянутая Бархатная книга содержит ещё одно любопытное упоминание, связанное с разводом князя Симеона. Оно носит интимный характер и говорит о неких психосексуальных проблемах брака Симеона и Евпраксии:

«И великую княгиню на свадьбе испортили, ляжет с великим князем, а она покажется великому князю мертвец».

Истинная причина столь неординарного поступка князя Симеона остаётся неразгаданной тайной «за семью печатями».

Мария

Третью жену великого князя Симеона Гордого, урождённую тверскую княжну Марию Александровну, можно назвать самой трагичной женской фигурой русского средневековья.

Отец Марии, тверской князь Александр, сын и брат убиенных в Орде князей Михаила и Дмитрия, так же как и они, враг Москвы в борьбе за великое княжение. После крупного антиордынского восстания в Твери и последующего разгрома княжества Александр Михайлович вместе с семьёй бежал на север — в Новгород, а затем во Псков.

Там Александр, глядя на подрастающую дочь, вероятно, строил планы породниться через неё с соседним литовским княжеским домом — у князя Гедимина было много сыновей, а у старших были уже дети, практически ровесники Марии. Но судьба распорядилась иначе.

Вызванных в Орду в 1339 году по навету Ивана Калиты Александр Михайлович с сыном Фёдором бросили в темницу и после месячного мучительного ожидания казнены. Вдове и детям умерщвлённого князя не приходилось ждать ничего хорошего.

В 1347 году великий московский князь Симеон Иванович, разведясь со второй женой Евпраксией, посватался к Марии Александровне. Этот шаг, с одной стороны, странный и откровенно циничный, ведь отцы жениха и невесты ненавидели друг друга и один постарался, чтобы ликвидировать второго. Не только отец, но и дед, и дядя, и брат несчастной девушки погибли в Орде не без участия Москвы.

С другой стороны, для Симеона этот брак казался перспективным. Во-первых, он закреплял мир с Тверью, во-вторых, дети, родившиеся в браке, могли претендовать и на московское, и на тверское княжение. Возможно, эти выгоды и сподвигли Симеона на дерзкий шаг, в те годы резко осуждаемый церковью — развод и третий брак. Но мы не можем отрицать и романтических причин, побудивших князя к столь неординарному поступку. Юная тверичанка могла так прочно занять сердце гордого князя, что ради неё он оказался готов на всё.

Третий княжеский брак вызвал неудовольствие митрополита Феогноста. Рогожский летописец прямо сообщает о сопротивлении главы церкви его заключению и обращении князя к константинопольскому патриарху за разрешением на женитьбу. «Нелюбье» между князем и митрополитом прошло после благословения свадьбы свыше.

Этот брак принес князю и великое счастье, и великое горе. За шесть лет княгиня подарила мужу четырёх сыновей. Однакони один из них не прожил больше 5 лет.

В 1552 году на русские земли обрушилась чума. Проникнув из Европы, эпидемия началась с запада: Пскова и Новгорода, и постепенно охватила всю Русь, выкашивая целые города. «Чёрная смерть» не щадила никого, в марте 1353 года скончался митрополит Феогност, а следом за ним ушли в иной мир и маленькие сыновья Симеона. Только-только познавший семейное счастье и радость отцовства великий князь лишился всего, и сам скоротечно скончался в разгар весны, 27 апреля 1353 года. Перед смертью он успел принять схиму с именем Созонта и слабеющей рукой подписать духовную грамоту. Резкий и решительный, Симеон и перед смертью не изменил себе, предприняв беспрецедентный шаг — завещал вдове свой наследственный Коломенско-Можайский удел, важнейшую территорию московского княжества. Историкам трудно истолковать такое решение князя. Возможно, оно имеет рациональное объяснение, но есть вероятность, что это было проявлением сильной любви и глубокой привязанности к княгине Марии.

Митрополит Феогност
Митрополит Феогност

Счастливый мир молодой женщины рухнул в единый миг. Потеряв детей и мужа, Мария осталась, по меткому выражению Ю. Лощица, «горлицей на сухом суку, у пустого гнезда». Ей не досталось традиционного уважения и почитания, которое проявляли ко вдовам матерым, то есть детным. Был у неё ещё один вариант — уход в монастырь, однако княгиня в монахини не постриглась. Мария долгие годы была фактически приживалкой в великокняжеской семье — Коломенско-Можайский удел, завещанный ей скончавшимся супругом, бесцеремонно отобрал вокняжившись, Иван Красный.

Улучшилось положение Марии после женитьбы Владимира Серпуховского, племянника её покойного мужа, на её родной племяннице Елене Ольгердовне, дочери сестры Ульяны, выданной замуж в Литву. В серпуховской семье Мария и доживала свой век. А он оказался долог — княгиня скончалась 17 марта 1399 года в возрасте около семидесяти лет, только перед смертью приняв монашеский чин с именем Фетинии.

Погребена Мария в соборе Спаса на Бору, а через много лет, в 1478 году, её мощи обнаружили нетленными. Однако должным образом ни церковная, ни светская власть на это обстоятельство не среагировали, лишь сделали на усыпальницу новые ризы.

Читайте также: