Найти в Дзене
История России

25 февраля 1814 года. Генеральное сражение у города Лан. Французы появляются внезапно. Начинается лютый бой за деревню Самилли.

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 25 февраля 1814 года, а именно расположение, численность, состав и планы армии союзников под командованием фельдмаршала Блюхера у городка Лан, что расположен в 140 километрах от Парижа. Как мы с вами видим, армия Блюхера, основу которой составляют русские войска, готова встретить армию Наполеона и разгромить её.

А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Итак, на дворе у нас 25 февраля 1814 года. С юга к городу Лан подходят две дороги. Одна тянется от города Суассон, вторая - от города Реймс. Оба города сейчас заняты французами. Наполеон ведёт свою основную армию к Лану по дороге от Суассона. Французский корпус Мармона в это время движется к Лану по реймской дороге.

Утро 25 февраля 1814 года. Густой туман окутал землю очень плотным молочным одеялом. Французы Наполеона нестройной колонной движутся по дороге. Видимость почти нулевая. Солдаты появлются как будто из ниоткуда и в никуда исчезают, растворяясь в густом белом тумане.

*

Солдаты союзников сейчас также страдают. Впереди ничего не видно. Особенно некомфортно артиллеристам. Артиллерия бесполезна в таком тумане.

— Ну, что там? — спрашивает майор вынырнувшего из тумана разведчика.

— Французов нигде не видно, как сквозь землю провалились.

— Плохо! Очень плохо работаете, — недоволен разведчиком майор. — Здесь они. Искать француза. Искать!

— Есть искать.

И разведка вновь ускакала, исчезнув в почти мистическом молочно-белом облаке.

Плохо дело. Погода играет на руку французам. Откуда они появятся и где нанесут свой удар, теперь только одному господу Богу известно, ну, и Наполеону, конечно.

В это самое время французский маршал Ней, пользуясь благоприятной для наступления погодой, ставит задачу дивизии Бойе скрытно подойти к деревне Семилли. Как мы уже знаем, Семилли располагается по центру обороны союзников и занимают её пруссаки генерала Бюлова.

Маршал Мармон отправляет одну пехотную дивизию к деревне Ардон, что также занята пруссаками Бюлова.

В Семилли всё готово к бою. Дома́, все до единого, подготовлены к обороне. Окна выбиты, оконные проёмы забиты мешками с песком с оборудованными амбразурами для стрельбы. По периметру и в самой деревне вырыты траншей в две линии обороны. Третья линия это наваленные поперёк улиц баррикады.

9 часов утра. Солдаты в одном из домов в деревне Семилли покуривают махорочку перед боем, перекидываются шутками, подкалывая друг друга. Смеются.
Вдруг, что это. Звук. Такой характерный. Опытный солдат не спутает его ни с чем. Это выстрел гаубицы. Где-то за деревней шмальнуло.

— То наши палят. — спокойно прокомментировал происходящее пожилой солдат, удобно расположившись прямо на полу комнаты, опёршись спиной о бревенчатую стену, затягиваясь и щурясь от едкого махорочного дыма.

— Та не. Это, кажись, по нам. — не соглашается его товарищ.

В этот самый момент бомба пробила ветхую деревянную крышу, ворвалась нежданной жуткой гостьей прямо в помещение, где располагаются бойцы и взорвалась. Боец, что тихо сидел на полу у стенки и спокойно покуривал махорку, ничего не успел понять. Вспышка перед глазами, резкий удар, будто дубиной по голове. Сноп искр перед глазами и темнота; боец отключился, но ему повезло. Солдат выживет, его лишь контузило. Позже его найдут в развалинах дома.

А французы усилили артобстрел. Бомбы летят одна за другой, попадая в дома, разбивая деревья в щепы, снося заборы, разрушая вдребезги каменные постройки.
В сараях животные издают дикий жутковатый рёв. Бьются о запертые двери, пытаются выбраться. Где-то им это удаётся, и вот уже по деревне носятся обезумевшие кони, овцы и иная домашняя животина...

...Из тумана неожиданно выныривают серые силуэты с ружьями в руках. Это не наши. Движутся тихо, но быстро. Это французы пошли в атаку. Защитники немедля открывают беглый ружейный огонь. Вспышки очень эффектно сверкают в тумане, сопровождаемые характерными щелчками. Но французы, под прикрытием тумана, очень резво входят в деревню.

Тактика французского пехотинца проста. Он бежит. Как только видит впереди противника, останавливается, прицеливается и стреляет. Теперь нужно время, чтобы перезарядить ружьё. Пока он перезаряжается, присев на одно колено, другие его товарищи бегут дальше вперёд. Порой целое отделение сталкивается лицом к лицу с противником и каждый делает выстрел. Однако защитники также отстреливаются. Потери несут обе стороны. Туман, несомненно играет на руку нападающим французам. Атакующие внезапно появляются, словно из-под земли. Неопытному бойцу происходящее воспринимается очень страшно. Как из небытия появляются силуэты людей.
Где-то совсем рядом в тумане раздаётся выстрел. Белая вспышка, словно молния, на мгновение вспыхивает в густом липком тумане. Перед тобой вырастает враг, замечает тебя, начинает поднимать ружьё и время как будто останавливается, словно в замедленном кино. Теперь, или он тебя застрелит, или ты успеешь среагировать, поднять ружьё и выстрелить первым.

Один из бойцов сидит в окопе. Это его первый бой. Мозг отказывается воспринимать эту искажённую жуткую реальность. Солдат обхватил голову руками, сжался в комок, забившись в угол окопа.

— А ну, боец, встать! — его заметил капитан, командир роты, пробегая по траншее. Капитан молниеносно оценил состояние бойца.

Солдат, пустым, не понимающим, диковатым взглядом посмотрел на капитана. Глаза бегают, огромные, зрачки расширены.

— Э, брат, так не пойдёт!

И капитан размашистым движением правой руки заехал ладонью по лицу солдата. Справа, затем ещё раз слева, пытаясь привести того в чувства.

— Встать!

Тот, наконец, приходит в себя, встаёт.

— Где твоё ружьё? — орёт ему в лицо, почти в ухо, капитан.

Боец осматривается вокруг себя, не понимает, где мог оставить своё ружьё. Находит. Оно валяется на дне окопа, присыпанное снегом и комьями грязи.

— Приди в себя, боец. Ты нужен товарищам! От тебя многое зависит! Понимаешь меня? А ну, соберись! Здесь ты на войне, а не дома на блинах. Сейчас отправляйся во вторую линию. Займёшь там оборону. Ты понял меня? Выполняй!

— Есть во вторую линию! И солдат, схватив своё ружьё, выскочил из окопа и рванул во вторую траншею.

Капитан проводил бойца взглядом Он не винит его. Все проходили через первый бой. И если боец пришёл неподготовленным, это не его вина, а начальства, кто отвечает за подготовку новобранцев. Настанет день, и этот парень, возможно, станет настоящим воином, грозой врагов. Главное, чтобы он сам к этому стремился. Старался учиться побеждать, но при этом ещё и выживать.

Только солдат убежал, над окопом появляется француз с ножом в левой руке и прыгает на капитана. Француз хотел застать капитана врасплох, молниеносно вонзив нож капитану в грудь, ударом сверху вниз. Но капитан в последний момент успел-таки среагировать, подставил предплечье под удар и задержал руку нападающего. Коленом нанёс резкий удар в пах французу. Тот оцепенел от боли, застыв на мгновение. Капитан резко схватил левую руку француза, что с ножом, обеими своими руками и, развернув руку француза, вонзил нож в шею нападающего.

В глазах француза прочиталось сначала удивление и непонимание, что произошло, затем осознание произошедшего и паника. Француз стал задыхаться, захлёбываться собственной кровью, обильно обрызгивая ею капитана. Француз начал слабеть, он так и осел на дно окопа с открытыми глазами, смотрящими на капитана. Капитан, с забрызганным кровью лицом, всё ещё не отпустил руку француза с ножом, пока тот не затих.

— Прости, брат. Ты не враг мне лично. Мы оба с тобой заложники этой проклятой войны. Спи спокойно, — капитан, наконец, отпустил руку этого человека и своей ладонью закрыл ему глаза.

*

Французы давят. Тяжело. Первая линия обороны прорвана. Французы уже проникают во вторую траншею. Там идёт жёсткий рукопашный бой. Ещё немного и деревня будет взята французами. Нужно что-то предпринять. Подполковник, - командир сводного полка, приказывает ввести в бой свежий резерв. Нельзя отдать деревню неприятелю.
Резервный батальон с криком врывается в деревню и бросается на французов в штыковую. Закипает схватка жёстче прежней. Но сил недостаточно. Французов «нет числа». И прибывают всё новые. Бойцы обеих сторон, в пятнах крови с головы до ног, дерутся до последнего, а французов меньше не становится. Наоборот, их с каждой минутой всё больше...

Как же завершится этот жестокий бой? Что же будет дальше? Генеральное сражение началось и это первый бой, от исхода которого многое зависит. Выстоят ли защитники деревни Самилли или французы возьмут деревню? Мы узнаем это в следующих статьях, а на сегодня, дорогие мои товарищи, мы заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.