Сражение на Кинбурнской косе стало первым крупнейшим в очередной, седьмой по счёту русско-турецкой войне. Если упомянуть, что во главе русского войска находился генерал-аншеф Суворов, то его исход сразу станет понятен. Но и тут Александр Васильевич, как всегда, удивил нестандартным и основательным подходом к военной операции, а также личной храбростью. Хотя было полководцу на то время уже под 60 лет.
Крепость Кинбурн когда-то принадлежала туркам. Имела важное стратегическое значение. Её можно было рассматривать как плацдарм для атаки находящегося всего в трёх морских милях Очакова и для контроля северо-запада Черноморского побережья. Поэтому турки с самого начала новой войны поспешили отбить свою бывшую собственность. Несколько раз крепость безуспешно пытался атаковать флот. 14 сентября 1787 года был высажен десант в тысячу человек, который русские воины обратили в бегство всего за полчаса. Наконец, командование Османской империи предприняло более серьёзное наступление.
1 октября, во время высадки 6-тысячного турецкого десанта, генерал Суворов находился в храме по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Выслушав сообщение, главнокомандующий приказал удивлённому посыльному не беспокоить его и отдать распоряжение не чинить турецкому воинству никаких препятствий. Весть о необыкновенном спокойствии Суворова быстро разнеслась по всему 4-тысячному гарнизону и вселила в сердца русских воинов полную уверенность в своей победе.
Тем временем командовавший десантом Хасан-паша тоже по-своему мотивировал подчинённых. Он велел уйти доставившим армию кораблям, дав понять, что пути к отступлению нет. Только победа или смерть. Десант по мере приближения к крепости копал ложементы (неглубокие окопы) и нарыл целых 15 линий таких траншей. А отдалённые подразделения гарнизона русской армии начали стягиваться к крепости.
По приказу Суворова артиллерия ударила только тогда, когда передовая линия неприятеля подошла на 200 шагов. После короткой артподготовки Орловский и Шлиссельбургский полки пошли в стремительную контратаку, которую возглавил лично Александр Васильевич. Чуть позже присоединился Козловский пехотный полк. Турки дрались яростно, но русские войска неумолимо теснили их, отвоёвывая одну линию ложементов за другой. Суворов был ранен дважды, но поля боя не покинул. Вскоре в турецкие ряды врезались сразу после 10-вёрстного марша Мариупольский и Павлоградский конные полки. И ряды врага дрогнули. Последние воины десанта бились, стоя по плечи в воде.
Потери русских были просто мизерными, в сравнении с турецкими. Но всё равно погибло 138 воинов, 300 было ранено. У врага было захвачено 15 знамён. Никаких серьёзных атак в 1787 году турки больше не предпринимали. А генерал-аншефу Суворову был пожалован орден Андрея Первозванного.
Подписывайтесь на наш канал, и мы с удовольствием поведаем или напомним Вам о многих героях и выдающихся личностях Отечества. Кстати, в нашем архиве уже скопилось немало интересных публикаций.