На книжном рынке уход многих зарубежных правообладателей привел к множеству проблем. Может это удачное время для переосмысления изданного и переведенного в ХХ веке? Продолжаю знакомить вас с очень крутыми писателями ХХ века, которые у нас мало издавались и мало переведены.
Фриц Хохвельдер известен своей малой прозой и сильной драматургией, где В этой статье собраны пять интересных фактов о жизни и творчестве этой одной из самых значительных фигур XX века немецкоязычного театра и литературы. В 1974 году у нас вышла его книга драматургии: Сборщик малины, Невиновный и Приказ. Прочитайте, в ы будете приятно удивлены.
Фриц Хохвельдер родился в 1911 в Вене в семье еврейского мастера по обивке мебели. После посещения начальной школы он ос открыл свою мастерскую. В свободное время он самостоятельно изучал литературу и историю искусства, посещая вечерние занятия в образовательном центре для взрослых.
В изгнании
Еще в Австрии Хохвельдер добился первых успехов как литератор. Его первые пьесы ставились в Венском театре – “Jehr” (1932) и “Любовь во Флоренции” (1936). В 1938 после аншлюса Австрии Хохвельдер бежал в Швейцарию.
В Швейцарии Хохвельдер оказался в статусе нелегального иммигранта, что не позволяло ему заниматься профессией мастера-ремесленника, поэтому он стал писателем.
Впоследствии он напишет в своих мемуарах: “у меня не было другого выбора, кроме как продолжить свое прежнее увлечение в виде бесхлебного занятия на полный рабочий день”.
Международный успех
Придерживаясь традиционных форм, Хохвельдер использовал исторический материал, чтобы изучать несоответствие между идеалом политической и социальной реальностью. В своей самой известной драме "Священный эксперимент" (1947) он изобразил распад государства иезуитов в Парагвае в результате политической борьбы за власть.
Эта драма – смесь исторической трагедии и социального комментария – была впервые поставлена в 1943 и показана в венском театре Бург и театре Атеней в Париже – 450 спектаклей принесли международное внимание и финансовый успех Хохвельдеру.
Театр абсурда
В послевоенной Европе появился так называемый “театр абсурда”. Нередко некоторые пьесы Хохвельдера относят к нему за их парадоксальные сюжетные повороты.
В его пьесе “Малина” администрация небольшого австрийского городка принимает мелкого обманщика за нацистского преступника, относясь к нему как к герою. Пьеса, несомненно, схожа и является данью уважения “Ревизору” Гоголя, но Хохвельдеру удалось привнести в сагу о ложной идентификации свой собственный исторический поворот и моральный посыл.
Долгое изгнание
Фриц Хохвельдер прожил в изгнании в Цюрихе 45 лет, где умер 20 октября 1986 года; похоронен он был в Австрии в почетной могиле на центральном кладбище Вены.
Самым успешным периодом Хохвельдера были 1950-е годы, когда он выступал в качестве де-факто постоянного драматурга Бургтеатра. В этот период его творчество окончательно оформилось в социальные и политические драмы на исторические темы.