447 подписчиков

7 вопросов о профессии: Цифровизация и управление данными

Продолжаем знакомить вас с профессиями НИПИГАЗа. Сегодня мы поговорим о сотрудниках функции Цифровизация и управление данными. Используя современные технологические решения, они помогают сделать работу своих коллег проще и удобнее.

Как роботы помогают упростить документооборот и проверку данных, как провести аудит безопасности на объекте через мобильное приложение, зачем на стройке использовать VR-очки и о многом другом нам рассказали менеджер функции Цифровизация и управление данными Елизавета Кольмай и эксперт подразделения Проекты по управлению данными Василий Артюков.

Продолжаем знакомить вас с профессиями НИПИГАЗа. Сегодня мы поговорим о сотрудниках функции Цифровизация и управление данными.

1. В чем заключается работа сотрудника цифровизации и управления данными НИПИГАЗа?

Елизавета Кольмай: В нашей функции есть несколько направлений: Индустрия 4.0 и автоматизация СМР (строительно-монтажные работы); Материально-техническое обеспечение и логистика (МТОиЛ) и операционная эффективность; Автоматизация исполнительной документации и документооборота; Управление данными.

В каждом направлении мы отвечаем за разные системы. Почти все они уникальны на рынке и разрабатывались с нуля, своими силами или же с привлечением подрядчиков специально под конкретные цели компании и запросы коллег из других департаментов. Цифровые решения применяются на каждой стадии проекта, что делает сотрудников нашей функции важной частью его реализации. Я отвечаю за направление «Управление данными». Задачей нашей команды является упрощение работы коллег с помощью применения роботизированных процессов.

Василий Артюков: Для ускорения разработки мы применяем RPA-платформы российских вендоров. RPA (Robotic Process Automation) — это технология автоматизации бизнес-процессов с помощью роботов. В случае отсутствия каких-то готовых методов и библиотек, необходимых для составления процесса, мы пишем свои, используя языки программирования С# и VB.Net.

2. Опишите обычный день сотрудника отдела цифровизации и управления данными НИПИГАЗа, как он проходит?

Василий Артюков: Мы начинаем рабочий день с ежедневной планерки, на которой обсуждаем возникшие вопросы и определяем приоритетность задач. Я стараюсь разделять свой день на несколько частей: непосредственно на планирование архитектуры, разработку и тестирование новых процессов, сопровождение уже реализованных процессов и также выделяю время на изучение лучших современных практик в разработке.

Елизавета Кольмай: Задачи в течение рабочего дня, конечно, зависят от направления деятельности сотрудника и этапа разработки системы или процесса. У нас есть руководители проекта — они отвечают за успешное внедрение системы. Также есть аналитики, которые помогают перенести мысли заказчиков на бумагу, и разработчики — они творят «магию». Мы

ведем проекты и после внедрения отвечаем за сопровождение систем. Однако, в любом случае, все внедряемые части системы проходят этапы согласования бизнес-требований и инфраструктурных решений, разработки и тестирования в опытно-промышленной эксплуатации. И только после этого их начинают применять для промышленной эксплуатации.

3. В каких направлениях используют цифровизацию в НИПИГАЗе? Расскажите об инструментах, которые вы создаете.

Елизавета Кольмай: Цифровизация применяется на протяжении всего EPC-проекта (Engineering Procurement Construction — проект «под ключ», включающий все этапы, необходимые для строительства): на стадиях проектирования, поставки/логистики и строительства. Мы реализовали роботизированные процессы для проверки качества рабочей и технической документации, опросных листов, технико-коммерческих предложений для Инжиниринга и товарно-сопроводительной документации для блока Материально-технического обеспечения и логистики (МТОиЛ). Также для МТОиЛ мы внедрили систему «Смарт Инспектор» для проведения инспекционного контроля качества оборудования и материалов.

Мы регулярно проводим аэрофотомониторинг строительной площадки для планирования, контроля и оперативной оценки прогресса работ организацией строительства, геодезическим контролем, функцией планирования и контроля проектного офиса. Среди инструментов, которые внедрили для охраны труда, можно назвать мобильное приложение Safety Patrol для проведения линейных обходов, поведенческих аудитов безопасности и наблюдений. Кроме того, были созданы VR-тренажеры для обучения и проверки знаний и навыков безопасного проведения работ на высоте, грузоподъемных работ, земляных работ, испытаний технологических трубопроводов.

А Система диспетчеризации и моделирования транспортно-логистических потоков, созданная для отдела логистики, позволяет мониторить онлайн транспортные средства с грузами, рассчитывать прогноз прибытия грузов и обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, она позволяет моделировать и проводить анализ загруженности подъездных дорог и контрольно-пропускных пунктов с помощью камер фиксации нарушений и видеоаналитики. Для функции Календарно-сетевое планирование мы разработали и внедрили в промышленную эксплуатацию Систему контроля прогресса и качества строительно-монтажных работ.

4. Зачем компании разработчики? Почему нельзя просто взять готовое решение?

Елизавета Кольмай: На рынке существует множество готовых решений, которые можно кастомизировать под требования наших заказчиков, однако, возникают случаи, когда их невозможно купить или же разработка собственного решения оказывается значительно дешевле. В нашей команде есть разработчики RPA, разработчики баз данных, back-end и full-stack разработчики. Таким образом, мы можем реализовывать и поддерживать специализированные системы и программы, настроенные под бизнес-процессы именно нашей компании.

5. Есть ли какие-то предубеждения или заблуждения, которые связаны с вашей профессией?

Елизавета Кольмай: Наверно, основное предубеждение — это необходимость иметь профильное образование. Никогда не поздно изменить свою жизнь и направление деятельности, если есть пытливый ум и желание учиться. В нашей сфере имеет значение только профессионализм, а не образование, пол или возраст.

6. Какими компетенциями надо обладать, чтобы попасть в вашу команду?

Елизавета Кольмай: Набор компетенций зависит от роли сотрудника на проекте, но для всех есть единые требования к soft skills. Основное – это коммуникативные навыки, в том числе умение вести деловую переписку и переговоры с коллегами. Немаловажны также критическое мышление — для переработки и анализа большого количества информации — и быстрая обучаемость. Для руководителя проекта очень значимо умение структурировать данные и планировать свою работу и работу команды.

Для себя я определила самую важную способность – помнить все. Важна хорошая память и постоянные тренировки мозга, а также получение новых знаний. Я тренирую память при помощи различных мобильных приложений, а в периоды пиковых загрузок записываю всю полезную информацию и необходимые к выполнению задачи, если считаю, что все же могу про них забыть.

Василий Артюков: Разработчик должен иметь базовые знания программирования, такие как понимание структур данных, циклов, условных операторов, функций и т.д. Он также должен знать язык программирования C#, понимать основы бизнес-процессов. Для каждой специальности, конечно, есть свои требования. Например, разработчик RPA должен уметь создавать роботов и знать, как управлять ими, какие компоненты использовать для разработки ботов и т.д. Также нужно иметь знания в области веб-технологий и знать основы работы с API (интерфейсом программирования приложений) и веб-сервисами, базовые знания в области операционных систем и понимать, как работать с базами данных. Но немаловажно иметь и хорошие коммуникационные навыки, чтобы эффективно работать в команде и общаться с заказчиками и другими заинтересованными сторонами.

7. Какими качествами должен обладать сотрудник отдела цифровизации, чтобы успешно развиваться? На что бы вы посоветовали обратить внимание студентам, которые хотели бы строить карьеру в данной сфере?

Елизавета Кольмай: Чтобы успешно развиваться, нужно постоянно учиться чему-то новому. Мы проводим еженедельное собрание внутри команды для передачи опыта и знаний. Также компания ежегодно предоставляет возможность сотрудникам отдела за счет компании проходить обучение, необходимое для расширения границ своих навыков и компетенций, которые нужны в работе. Поэтому для постоянного развития нужны такие качества, как концентрация, внимательность и наблюдательность. Для создания новых систем очень помогает креативность и логическое мышление. Студентам я бы рекомендовала тренировать память и мозг в целом, так как в работе придется сталкиваться с весьма нетривиальными задачами.

____________________________________________________________________

📍 Подписывайтесь на канал НИПИГАЗа — ведущего российского центра по управлению проектированием, поставками, логистикой и строительством.

VK | Telegram | YouTube | RuTube | Официальный сайт

📌 7 вопросов о профессии: BIM-менеджеры

📌 7 вопросов о профессии: специалисты медицинской безопасности