Найти тему

Как запахи влияют на наше настроение?

Запах необходим для формирования удовольствия от еды
Запах необходим для формирования удовольствия от еды

Ни для кого не секрет, что запахи могут влиять на наше восприятие мира и пробуждать воспоминания - приятные или не очень. При этом каждый человек в ощущениях индивидуален. Учёные давно занимаются изучением связи мозга и пищи. Появилось даже специальное направление – нейрогастрономия. О том, как запахи способны влиять на наше настроение рассказывает эксперт - кандидат химических наук, заведующая кафедрой пищевой инженерии малых предприятий КНИТУ Гузель Давлетшина.

«Нейрогастрономия – это важная междисциплинарная область, которая изучает как восприятие вкуса, запаха и текстуры пищи влияют на наши предпочтения и здоровье», - говорит Гузель Адгамовна.
В носу человека более 400 обонятельных рецепторов
В носу человека более 400 обонятельных рецепторов

Этот термин ввел в 2006 году нейробиолог из Йельского университета Гордон Шеперд, когда впервые понял, насколько важны запахи для создания определенных вкусов.

- Мы по–разному воспринимаем один и тот же запах в зависимости от того, делаем это на вдохе (ортоназально) или выдохе (ретроназально). Этот ретроназальный обонятельный сигнал объединяется со вкусовыми сигналами в орбитофронтальной коре головного мозга (часть мозга, которая отвечает за вкус, также связана с обучением, памятью, эмоциями, познанием и языком), что дает более сложное ощущение вкуса, - считает наш эксперт.
Недавно ученые предположили, что у людей есть вкусовые рецепторы, отличные от пяти основных – сладкого, кислого, соленого, горького и умами - вкусовые рецепторы жира и кальция
Недавно ученые предположили, что у людей есть вкусовые рецепторы, отличные от пяти основных – сладкого, кислого, соленого, горького и умами - вкусовые рецепторы жира и кальция

Обонятельная система человека может различать «молекулы запаха», отличающиеся друг от друга даже на один единственный атом. В носу человека более 400 обонятельных рецепторов. Каждый из них может реагировать на несколько разных молекул запаха, и каждый тип аромата также может активировать несколько рецепторов. Кстати, исследователи обнаружили вкусовые рецепторы в легких, кишечнике и поджелудочной железе, которые, как они подозревают, кодируют информацию об обмене веществ. А недавно ученые предположили, что у людей есть вкусовые рецепторы, отличные от пяти основных – сладкого, кислого, соленого, горького и умами (вкус высокобелковой пищи, выделяемый в самостоятельный, пятый вкус в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока.); то есть существуют еще вкусовые рецепторы жира и кальция.

Запах дождя может напомнить о детстве и вызвать чувство умиротворения
Запах дождя может напомнить о детстве и вызвать чувство умиротворения

Запах необходим для формирования удовольствия от еды. До 95 % ответственности за формирование вкуса принадлежит запаху. И понятно, почему при насморке практически не чувствуется вкус еды.

По сути, когда нас стимулируют молекулы, составляющие то, что мы называем «запахом», они создают в нашем мозгу «образ запаха». Другими словами, мозг создает ароматы.

Запах оказывает сильное влияние на настроение человека.

  • аромат лаванды - помогает снять стресс и придать бодрости
  • цитрусовые - пробуждают человека и повышают работоспособность
  • запах дождя - может напомнить о детстве и вызвать чувство умиротворения (при условии устойчивого положительного формирования этого образа в детстве)
Любимая в детстве творожная ватрушка помогает чувствовать себя уютно и комфортно
Любимая в детстве творожная ватрушка помогает чувствовать себя уютно и комфортно

Влияние вкуса еды можно проследить и из своих предпочтений. Часто это успешно используется маркетологами:

  • сладкие продукты - вызывают чувство удовольствия и радости
  • соленые – желание пить
  • острые и пикантные нотки - энергию
  • кислые – освежающее чувство

Также вкус еды вызывает ассоциации и воспоминания, например, любимая в детстве творожная ватрушка помогает чувствовать себя уютно и комфортно.

Влияние вкусов и запахов на самоощущение и настроение человека индивидуально и зависит от предпочтений и ассоциаций каждого, однако, ученые полагают, его можно формировать. Этим и занимается, в том числе, нейрогастрономия.

Наука
7 млн интересуются