Найти в Дзене
Культурный код

Гостомысл - славянский князь, который правил Новгородом накануне приглашения Рюрика

Сегодня модно оспаривать норманскую теорию. Якобы, славяне обладали достаточной самоорганизацией и государственностью, чтобы ни с того ни с сего пригласить на правление иностранных варягов. И в этом есть толика истины, так как и до прихода Рюрика, Трувора, Аскольда и Дира на Русь, в наших широтах уже как три века присутствовали сильнейшие племенные союзы. Союзы, которые некоторые исследователи величают не иначе как "племенные княжества", что вольно или невольно возвышает статус первых славянских государственных образований.

Однако приглашение иностранных князей не является какой-то уникальной практикой: многие европейские страны имели на своих престолах инородцев. При этом англичане, в какой-то момент времени, и вовсе сменили родовую династию государей на скандинавскую кровь.

Вернёмся к нашим широтам.

Традиция приглашать князей на правление сохранялась в Новгороде плоть до XV века и была искоренена только усилиями Ивана III. Но, кто разбирался в первопричинах такого политического уклада Новгородцев? Только учёные.

     Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

И оказывается, что именно в зарождении данной традиции кроется косвенное подтверждение норманской теории: до Рюрика в Новгороде были князья (точнее, на новгородской земле, ибо город ещё только был в планах отважного скандинава). История даже сохранила имя предшественника - Гостомысл.

Гостомысл - это исконный, славянский князь, правивший на северных землях. Известно, что власть над новгородскими (или, более правильно будет сказать, ладожскими территориями) ему досталась по праву наследства. Однако Гостомысл сам не оставил детей - четверо продолжателей его рода умерли ещё при его жизни. Вполне естественно, что после смерти самого Гостомысла во сне, в Ладоге (тогдашняя столица новгородских земель) образовался кризис государственности, что и повлекло за собой приглашение нового, сильного правителя на престол.

При этом, во время этого приглашения разыгралась настоящая кровавая драма, ибо далеко не все новгородцы хотели видеть скандинава над собой. История сохранила имя Вадима Храброго, который в 864 году поднял восстание в Новгороде против Рюрика, так как сам являлся претендентом на титул князя. Впрочем, данное восстание было быстро подавлено опытными скандинавскими варягами.

Вернёмся непосредственно к теме статьи и ответим на вопрос: что мы ещё знаем про Гостомысла?

Скорее всего, предшественником данного князя являлся человек, по имени Буривой, чье имя сохранила Иоакимовская летопись.

Статус "князь" для Гостомысла, по сути, не применим, ибо скорее всего, его официальный титул звучал как "старейшина" (но для удобства я всё же буду величать его князем).

В первых русских летописях имя Гостомысла не фигурирует (да и мало дошло до нас первоисточников о начальной истории славян). Однако имя и статус князя "неожиданно" всплывает в XV веке в перечне всех новгородских посадников, который опирался на более древние исторические источники, часть из которых не сохранилась.

Более поздние источники, например Воскресенская летопись XVI века и вовсе называет Гостомысла инициатором приглашения варягов на Русь. Но это и понятно: повторюсь, славянский князь ещё при жизни лишился всех своих сыновей, отчего не имел наследников.

Так же, имя Гостомысла встречается и в Никоновской летописи, в том моменте, где описывалось расселение славянских племён.

Как мы видим, существует достаточное количество исторических источников, где присутствует имя Гостомысла, что прямо указывает на реальное существование данного исторического персонажа.

Более подробно о жизни и деяниях Гостомысла рассказывал в своих трудах известный историк В.Н. Татищев. При этом, следует понимать, что исследователь русской истории жил и функционировал в XVIII веке, поэтому имел множество первоисточников на руках, которые, увы, не дожили до наших дней.

     Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

Удалось установить так же и то, что предшественник Гостомысла, князь Буривой вёл тяжёлую войну с варягами. При этом, опытные и сильные скандинавы часто проигрывали в этой войне северным славянам, отчего Буривой смог установить контроль над огромными территориями по меркам того времени. Только в битве у реки Кумени, Буривого настигла неудача из-за чего варяги перехватили инициативу и смогли установить дать над славянскими и чудьскими племенами.

Князь не умер, укрывшись в своей твердыне.

Именно туда, порабощённые племена послали своих представителей, чтобы Буривой выделил Гостомысла на правление и чтобы именно Гостомысл избавил новгородцев от ненужных обременений со стороны скандинавов.

Гостомысл с задачей справился, согнав варяжских наместников, после чего организовал поход уже в земли скандинавии.

Скорее всего, в данном походе погибает старший сын Гостомысла, княжич Выбор, в честь которого новый новгородский правитель заложил одноимённый город. Так же, положительным результатом похода стал мир, заключённый с воинственными соседями. Мир, который позволил наладить первые глубокие связи с отчаянными мореплавателями.

Летописи так же указывали на то, что Гостомысл был воистину великим правителем: и суд справедливый чинил, и соседние народы его уважали, и сами будущие новгородцы души не чаяли.

Помимо сыновей, у Гостомысла было три дочери, которые были выгодно выданы замуж за соседних правителей. Так, одна из дочерей, по имени Умила, была отдана за датского конунга.

Летописи сохранили довольно странную и мистичную историю.

Якобы, предчувствуя смерть, Гостомысл увидел во сне, как Умила рожает дерево, которое прорастает многочисленными ветвями. Ведуны так истолковали данный сон: именно от Умилы пойдёт столь сильный и ветвистый род, что заполонит собой многие земли.

Зная беду князя, ведуны посоветовали ему отправиться в скандинавию, дабы сын Умилы стал правителем на смену своему деду, который уже готовился отдохнуть от земных дел.

Опираясь на редкую матрилатеральную традицию (наследование по линии матери), на зов Гостомысла явился... Рюрик с двумя своими легендарными братьями - Синеусом и Трувором.

Так, совершенно неожиданно закончилось правление легендарного славянского князя, а норманская теория заблистала совершенно новыми красками.

Так же, источники сохранили и предполагаемое место захоронения новгородского князя: Волотовское поле, вблизи Великого Новгорода. Однако следует сказать, что на данный момент могила так и не найдена археологами. Поэтому, я думаю, если дальнейшие археологические изыскания всё же найдут могилу Гостомысла - это позволит совершенно иначе оценить приглашение варяжских князей на правление, ибо в линии Рюрика минимум половина крови славян.

С уважением, Иван Вологдин.