1983 год
СССР
От агента «Викторова», а затем от службы наружного наблюдения поступили данные о контактах Кенделя с заведующим Томским филиалом Центральной Сибирской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции РСФСР Чернышевым, 1937 года рождения. (продолжение. Начало смотри в публикации ««Фарисеи» и «Книжники». Есть ли связь между ними?»). Чернышев, имея на работе соответствующие аппараты, мог размножать документальные материалы. С помощью оперативной техники узнали, что Кендель совершает с Чернышевым сделки, связанные с размножением клеветнической и политически ущербной литературы и спекуляцией ею. Чернышева стали разрабатывать. Выяснилось также, что подобные отношения он поддерживает и со своими знакомыми, проживающими в Нальчике и Омске,
При негласном обыске в служебном помещении Чернышева обнаружили размноженные на пишущей машинке, фото- и ксерокопировальным способами «произведения» Сахарова, Солженицына и других антисоветчиков, о которых объекты неоднократно упоминали в разговорах между собой. Кроме того, были найдены записи сумм, вырученных от продажи пасквилей, что позволяло судить о масштабе и размахе занятий Чернышева запрещенным промыслом.
Оперативным путём выяснили, что клеветническими материалами разрабатываемых иногда снабжает и Ковалевский.
Поскольку оперативные данные свидетельствовали о том, что объем распространяемой клеветнической и идейно вредной литературы постоянно возрастал, а в сферу негативного влияния разрабатываемых вовлекались всё новые лица, по согласованию с КГБ СССР было принято решение о реализации дел оперативного учета путём возбуждения уголовного дела.
В качестве повода для этого использовали заявления нескольких лиц о занятии Чернышева запрещенным промыслом — размножением в большом количестве и продажей литературы на так называемом чёрном книжном рынке (ст. 162 УК РСФСР).
По представленным Управлением КГБ в прокуратуру Томской области легализованным материалам о противоправной деятельности Чернышева было возбуждено уголовное дело. В процессе обысков и выемок у Чернышева, Ковалевского, Кенделя, Кащеева, Карташова, их связи Агафонова изъяли в подлинниках и размноженную (свыше тысячи копий) фото- и ксероспособами антисоветскую литературу и получили доказательства их причастности к её распространению.
На основании собранных документов Ковалевский, Кендель и Чернышев за совершение преступления, предусмотренного ст. 190 УК РСФСР, были привлечены к уголовной ответственности.
(Источник: Иванов К., Машков А.)