Казаки разных казачеств соперничают друг с другом. И это хорошо. Каждый казак хочет стать удачливым воином, быть самым смелым, смекалистым и решительным. А если вдруг придет на землю Русскую басурманин, казаки объединялись в единое войско и давали отпор врагу.
Соперничество и конкуренция внутри, и единство перед внешним неприятелем. Только так.
Случилось так, что запорожцы стали почти врагами донцам. Чего, казалось бы, делить вольным людям? Неужели Дикого поля стало мало?
Общее и различное
Два старейших казачества возникли практически одновременно в конце 15-го начале 16-го веков. Было у тех казаков много общего.
Река. Селились казаки вдоль рек и на островах, потому что река была мощной и естественной преградой от кочевников. Одновременно река – широкая природная дорога. Река – это рыба, а значит, голодная смерть казакам не грозила. Только вот реки были разные. У запорожцев – Днепр, у донцов – Дон.
Остается открытым вопрос, почему запорожцев не назвали Днепровцами?
Воины. Запорожцы и донцы – в первую очередь воины, мужчины. На заре становления казачеств – не женатые, без детей. И те, и другие готовы в любое время вступить в бой с превосходящими силами противника. Казаки нанимались и несли военную службу за деньги. Различие здесь только в том, что Донцы больше сотрудничали с Русскими царями, а Запорожцы попали в сферу влияния польско-литовских королей.
Но начиная со времен Петра Великого польско-литовское влияние сошло на нет. Правда, запорожцам для полноценного сотрудничества история отвела совсем мало времени. До 1775 года.
Воля. Свобода, воля и неподчинение любой внешней власти – непреложные ценности раннего казачества, с одной стороны. С другой же, запорожцы и донцы всегда сотрудничали с государями. С удовольствием принимали участие в походах за добычу. Это было выгодно. Но это была зависимость. Цари и короли посылали казакам порох, оружие, хлеб, вино. Запорожцам поляки придумали Реестр и платили жалованье.
С усилением польской и русской государственности центральная власть наступала на права и свободы казаков. Казаки бунтовали. После подавления каждого восстания режимные гайки заворачивались. Свободы казаков сокращались.
Вера. Запорожцы и Донцы в основном православные. Вера в жизни казачеств во все времена была маркером «Свой-чужой». Вера объединяла своих. Помогала обороняться от чужих. Кодекс чести не позволял к своим единоверцам относиться плохо. В то же время, обмануть чужого – дело чести.
Но, как это бывает, жизнь сложнее любых правил. Казакам всегда не хватало крепких рук и горячих голов. Потому в среде запорожцев встречались мусульмане и католики. В составе Войска Донского имелись буддисты – бузавы, калмыцкие казаки. Есть информация, что на Дону существовало несколько станиц с иудейской верой.
Местное самоуправление. Казаки важные вопросы решали на общих собраниях. У донцов собрания назывались Кругом. Запорожцы себе выбирали Гетмана. Донцы – Атамана.
С 1700 года донские атаманы стали наказными, т.е. выбирались на Дону, но утверждались русским царем.
Институт Гетманства изначально придумали польские короли. Все Гетманы Запорожского войска утверждались в Варшаве.
Сотрудничество и вражда
В начале своей истории запорожские и донские казаки тесно сотрудничали. Они ходили в совместные походы за добычей. Запорожцы присоединялись к походам донцов на Волгу и Каспий. Донцы приглашались запорожцами для усиления флота в походы на Крым и по берегам Черного моря.
Так, в знаменитом Азовском сидении 1637-1642 годов по инициативе донцов принимало участие много запорожцев. Поход не увенчался успехом, но никто не остался в обиде. Военная фортуна не постоянна, - понимали на Днепре и на Дону. Не повезло сейчас, будет шанс отыграться в следующий раз.
В 1707 году на Дону вспыхнуло восстание донцов под предводительством Кондратия Булавина. Восстание раскололо Дон. Против булавинцев выступили донцы - сторонники царской власти. В декабре 1707 года восстание было почти подавлено. Кондратий был вынужден скрываться именно в Запорожские сечи.
Присутствие Булавина в городке Кодак на Днепре вызвала раскол среди запорожцев: верхушка запорожского казачества выступала резко против, рядовые казаки наоборот поддерживали Булавина. И во всем ему помогали.
Весной 1708 года Булавин собрал большой отряд запорожцев и вернулся на Дон. Восстание разгорелось с новой силой. И в этот момент Гетман Мазепа, который всего через год, в 1709 году, предаст Петра и выступит в Полтавской битве на стороне Швеции, отправил на подавление Булавинского восстания 2 полка запорожцев.
Именно тогда, считают многие донцы, между запорожцами и донцами пролегла трещина, превратившаяся со временем в непримиримую пропасть. Недолжны были запорожцы вступать в противостояние Булавина с царской властью. Не должны. Не по-братски. Не по-товарищески.
Вот так предатель всех времен и народов, человек, имя которого навсегда записано в историю России черными буквам, Иван Мазепа, забил клин между старейшими казачествами.
Булавинское восстание было подавлено. Выживших участников жестоко наказали. Но донцы остались в орбите интересов Русского царства и сохранили донскую казачью общность. Потому что казаки поняли, что полагаться им особо не на кого.
Донское казачество после событий 1707-1709 годов сильно изменилось. Пришлось приспосабливаться к новым реалиям.
А запорожцы, просуществовали еще 67 лет и их история прекратилась. Потому что не изменились. Не смогли оценить нависшую угрозу.
Заключение
Самое главное отличие запорожцев от донцов в том, что Донцы живы по сей день. Есть историческое название. Есть земля. Есть традиции.
Потомки запорожцев тоже имеются, и они живы. Но те, которые решили остаться казаками теперь называются Кубанцами, объединившись на благодатной земле Кубани с выходцами с Дона и Волги.
А те, которые не захотели покидать Днепр, стали крестьянами Российской Империи. Вот и все.
Разница в костюмах, в говоре, у кого чуб, а у кого оселедец – не принципиальны. На мой взгляд.
Всем добра!
Дорогие друзья, если понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.
#донские казаки #донское казачество #войско донское #зарубежные новости #запорожцы #Иван Мазепа