Владимир Серов – советский художник, а также педагог, неоднократный обладатель престижных наград: Ленинского ордена, Сталинской премии и звания «Народный художник». В конце своей карьеры он руководил Академией художеств СССР.
Родился Владимир в небольшом селе под названием Эммаус Тверской области, родители были учителями, соответствующее образование художник получил уже в Ленинграде. Сам он называл свое творчество исключительно реализмом, считал его отражением явлений, происходящих в обществе. Но это не совсем так.
Стоит только взглянуть на его картину «Сталевар», как сразу вспоминается роденовский «Мыслитель». Все очень схоже: поза героя, выражение лица, общая атмосфера полотна. Больше того, сам скульптор говорил, что его скульптура посвящена французским рабочим.
Поэтому разница между героями Серова и Родена только в одном. Мыслитель погружен в скорбь и смирение, а свой взор устремляет в глубины личного космоса. Это словно человек, навсегда ушедший в себя, в дебри собственных мыслей, совершенно безразличный ко всему, что происходит вокруг.
Сталевар же занят не чтением метафизических божественных скрижалей, а изучением технического документа. Поэтому и мысли его направлены не в бездонные глубины, а к вполне конкретной задаче. И хоть сталевар изображен на полотне совсем один, он не одинок. Работа завода подразумевает коллективный труд множества людей, что делает образ сталевара собирательным символом каждого, кто внес свой маленький вклад в строительство Великой державы. Придав своему герою схожесть с «Мыслителем», Владимир Серов, желая того или нет, наделил творение нотками романтизма.
И можно ли, зная все это, назвать «Сталевара» только реализмом, когда на картине прослеживаются явные элементы символизма и других направлений? Что изображено на ней, обычный рабочий или идеальный человек из прекрасного будущего? Серов был ярким представителем соцреализма, считая себя верным последователем передвижников. В своих работах он видел вполне закономерный этап становления русской живописи с поправкой на социалистический строй.
Владимир резко критиковал модернизм, называя его мифическим взглядом на реальность. И немного лукавил, ведь с этой стороны его творчество не было иным. Отличался только подход. Если его западные коллеги уничтожали религиозное мировоззрение, от которого и там мало, что осталось, делая человека центром Вселенной, то соцреалисты пошли дальше. Человек был строителем будущего, изменяющим мироустройство так, как нужно ему.
Разобрать это утверждение стоит на примере полотна «Рабочий». В ее центре – настоящий герой нового времени с всемогущим разумом и фантастической силой, которому не интересны дилеммы прошлого, привычные рамки. Он – настоящий создатель лучшего мира, лишенный напускного пафоса, а его разум и возможности безграничны.
Здание, которое он строит, вскоре пронзит небеса, оставив внизу ничтожные споры между добром и злом, ангелами и бесами. Человек стремится в космос, а небеса ему давно не интересны. При этом сверх сила получена упорным трудом, а не дана при рождении.
Другие работы художника можно посмотреть, полистав галерею.
Эта сила невероятно отдаляет серовских героев от ранимых, ищущих себя образов, отличавших передвижников. Старая русская школа рассказывала о настоящих подвигах духа, об умении сострадать, о смирении перед судьбой и способности наслаждаться настоящим моментом. Серов же писал о другом, на его картинах – совсем другой мир и другие люди. Там не покоряются судьбе, а творят реальность своими руками. Это больше приближает его к авангардистам, нежели к русским художникам старой школы. Те просто передавали настроение эпохи.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Поэтому заявление, читаемое на картинах Владимира Серова, видится современным «миллениалам», не говоря уже о более молодом поколении, громким манифестом, при этом не обладающим особым значением. Для них это просто еще один способ мировоззрения, с которым можно согласиться, а можно и не согласиться. Прошлый век дал понять, что для прихода сверхлюдей и создания идеального справедливого мира не пришло время. Возможно, еще не пришло.
Тем не менее, работы Владимира Серова намного пережили своего создателя, его идеи живут, а художник занимает почетное место среди классиков соцреализма. А все благодаря блестящему мастерству, точным метафорам и ярким самобытным образам.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!