Друзья, мы решили немного расширить нашу рубрику #СИБГИУпомогает. Запускаем цикл материалов на темы подготовки к единому госэкзамену. Рекомендации о том, как родителям помогать детям, как правильно выстраивать образовательную стратегию, и как за пару минут настроить себя на сдачу, дает психолог, руководитель центра практической психологии Ольга Дубнова.
*это вторая часть интервью. Первую часть можете прочитать здесь.
«Я ребенку разрешаю все!»
- Как правильно выстраивать образовательную стратегию ребенка?
- Приучать ребенка к учебной деятельности лучше с 1 класса. Первое, что должны уяснить родители, это создание дисциплины: режим дня, четкое выполнение заданий, постепенное отпускание ребенка к самостоятельности. Внутреннюю дисциплину формирует только внешняя. Т. е. когда родители все доводят до конца, выполняют свои обещания, не делают уроки за ребенка, и делают поначалу вместе, а затем дают возможность делать самому, поверить в себя. Образовательная стратегия формируется из того, как часто родители занимаются собственным ребенком. Читали ребенку в дошкольном возрасте, видит ли он читающих родителей, сколько времени ребенок проводит времени за планшетом или телефоном? Он должен знать, что время использования гаджетов ограничено.
Т. е. образовательная стратегия формируется из того, сколько вы позволяете ребенку играть. Чем эта игра является для него – наказание или поощрение? Сколько времени вы позволяете играть? Когда? До уроков или после?
- Такая стратегия приводит к тому, что ребенок понимает, куда двигаться и что делать?
-Совершенно верно. Если не будет дисциплины, никакой стратегии не будет. Некоторые говорят: я ребенку разрешаю все! Но что значит все? Ребенок будет разбалансирован. Он потом не сможет собраться. Он не сможет на уроках сидеть, воспринимать и слушать материал. У него не будет развита дисциплина труда. А почему? Потому что ты ребенку все разрешаешь, и он не знает, за что взяться. Учитель говорит, а у него не сформировано восприятие.
- С другой стороны, говорят, что потом «троечники» более успешны в жизни, чем отличники?
- Так и есть. Отличники тоже бывают разные. Бывают отличники, которые схватывают все на лету и живут, не напрягаясь. Есть и синдром отличника, он создает много проблем: у таких детей высокая тревожность, желание все сделать хорошо, чтобы похвалили, угодить, и в результате человек все время старается для кого-то, и может потерять себя.
Троечники хороши тем, что они больше слушают себя, они не ориентированы на внешний успех. Среди них есть достаточно умные ребята, но они не хотят прикладывать усилия. Они берегут свою нервную систему, и у них нет гиперответственности. Есть просто ответственность за учебу, а есть гиперответственность, избыточная ответственность, когда «мне надо получить хорошую оценку», «надо обязательно быть первым», и т.д. Такие дети более расслаблены и не идут за оценками, тем самым сохраняя нервную систему. Они учатся на интересе: понравился какой-то материал, выучили и рассказали. Т е «мне нравится – я делаю», «не нравится – не делаю».
Когда ребенок чувствует, что учителя относятся к нему предвзято, и как бы он не учил, ему все равно поставят три, он успокаивается: «А, три у меня все равно будет». Есть такие дети, кого тянут на тройки, они не способны к обучению. В этом случае может быть много причин – и педагогическая запущенность, и какие-то нарушения, и несформированность мотивации к учебной деятельности.
Т. е. в случае троечников и отличников все зависит от личности человека, семейного воспитания и отношения к детям со стороны педагога.
- Выпускники школ осенью придут в вузы, где абсолютно все будет для них новым, необычным. Как помочь им адаптироваться к новой форме обучения?
- Первое, с чего нужно начать – знакомство со своей группой. Это то окружение, с которым ты будешь находиться, пока учишься в вузе. Познакомиться, постараться установить контакты, наладить круг общения, не изолироваться. Когда будет налажен контакт, адаптироваться будет легче. Группа, в которой человек учится, оказывает значительное влияние на эмоциональный фон любого студента, хотим мы этого или нет.
Второй момент – наладить контакт с преподавателем. Почувствовать, внять его требованиям.
Третье – познакомиться с жизнью вуза. Какие там интересы, событийные моменты, что в вузе происходит? Когда студент пытается взаимодействовать с тем, что происходит в учебном заведении, адаптация будет происходить легче. Как правило, этот процесс может занять весь первый год обучения.
это наш телеграм-канал. Там полезные публикации об учебе, вузе и науке
«Если нет мотивации, мы не сможем помочь человеку»
- Если говорить о студентах, то ближайшее важное событие – это сессия. Как студенту мобилизовать себя и продуктивно настроиться на сдачу зачетов и экзаменов?
-Студенты живут от сессии до сессии, это было всегда. Однако настройка на сессию - это вопрос приоритетов. Если человеку важно сдать экзамен, соответственно, на него он будет настраиваться сам. Здесь специальной методики не надо, потому что все зависит от мотивации, с которой человек пришел учиться.
Если студент пришел в вуз непонятно для чего, то ему всегда необходима настройка со стороны. Такого человека нужно подгонять, т.е. извне создавать условия (либо родителям, либо преподавателям). Это говорит об инфантильной позиции студента.
Я не люблю утверждения о том, что «Если вы будете выполнять такие-то упражнения, у вас все получится». Если нет мотивации, не получится ничего. Другое дело – помочь снять тревожность перед экзаменом. Планка, отжимания и дыхательные упражнения – это самые быстрые способы снятия нервно-психического напряжения. Они помогут сконцентрироваться на ситуации здесь и сейчас, и вспомнить материал.
Есть студенты с высокой тревожностью. Они учатся, неплохо знают материал, ходят на лекции, но у них есть неуверенность в себе и высокая тревожность. На экзамене, в условиях стресса, у таких студентов высокая тревога перекрывает знания, они просто не могут вспомнить ничего!
Здесь главное – работа с тревожностью. Это любые дыхательные упражнения – вдох, задержка выдоха, резкий выдох. И второй момент – это физические упражнения, если мы говорим о быстром снятии нервно-психического напряжения. Это может быть планка, отжимания, немного приподняться в кресле/на стуле главное – чтоб человек мог сам себе помочь.
Эти упражнения помогут выровнять свое состояние, снять тревогу, которая, как правило, идет либо со стороны живота (страх), либо она в груди. Соответственно, любая нагрузка на плечи и на грудной отдел позвоночника помогает справиться с этой тревогой. В этот момент очень хороши такие упражнения, как массаж пальцев рук – он очень хорошо стимулирует организм для того, чтобы собраться. Это самые быстрые способы взять себя в руки.
Еще момент – большинство студентов во время подготовки к экзаменам думают не о материале, который они изучают, а о том, что «Я не сдам» или «Вдруг мне попадется что-то не то». И это большая ошибка. Т.е. установка идет не на то, что я нахожусь здесь и сейчас, а на тревогу и на неудачи. Очень важная рекомендация – думать не о том, получится или нет, а концентрироваться на изучаемом материале, и стараться его не зазубрить, а элементарно понять.
Т.е. нужно тренировать дисциплину ума путем сосредоточения на определенном объекте. Самый лучший способ подготовки – это дисциплина (самодисциплина), мотивация (мне это надо сдать), которая должна быть на первом месте. Если нет мотивации, мы не сможем помочь человеку.
- Шпаргалки нужно писать?
- Шпаргалки – хороший инструмент нормализации сознания. Пусть вы не сможете ими воспользоваться. Но то, что вы их пишете, формирует на бессознательном уровне определенную структуру и вырабатывает память. Поэтому я за то, чтобы писать шпаргалки, а вот как ими пользоваться – личное дело каждого.