Найти в Дзене
Морская коллекция

Легкие крейсера. Заполярный ковбой. «Мурманск»

Оглавление

В начале сентября 1943 года Италия вышла из войны. Уничтожение двух армий в России, поражения в Северной Африке, высадка союзников в Сицилии сломили режим Муссолини и большая часть военных выступила за возвращение власти королю. Боеспособный итальянский флот перешел на Мальту и в другие порты, контролируемые союзными силами. Четвертый флот мира оказался в руках британских и американских адмиралов.

По условиям союзнических соглашений флоты стран гитлеровской коалиции подлежали разделу между ведущими государствами союзников в равных долях.

Итальянцы, кстати, были не в курсе, и раздел национального флота был для них крайне неприятным сюрпризом.

Западные страны предполагали провести раздел трофеев после завершения войны, а Советский Союз, имея опыт общения с западными демократиями, настаивал на немедленном разделе итальянского флота. Как ради усиления действующего флота, так и в качестве гарантии от "кидков" западных партнеров.

Компромисс нашли в начале 1944 года. Советский флот на время получал от Англии линейный корабль «Royal Sovereign» ( переименован в «Архангельск»), эскадренные миноносцы «Cytlsea» («Дерзкий»), «Churchill» («Деятельный»), «Rotsborough» («Доблестный»), «St. Albans» («Достойный»), «Brighton» («Жаркий»), «Leamington» («Жгучий»), «Georgetown» («Жесткий») и «Richmond» («Живучий»), подводные лодки «Sunfiish» («B-1»), «Unbroken» («B-2»), «Unison» («B-3») и «Ursula» («B-4»), а от Соединенных Штатов - легкий крейсер «Milwaukee» («Мурманск»).

После послевоенного раздела итальянского флота полученные корабли подлежали возврату владельцам, утраченные корабли компенсировались согласованной компенсацией их стоимости.

Лишь 10 января 1947 года в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии. Для первой тройки держав корабли были разделены по примерно равным лотам и разыграны по жребию.

Увы, жребий был тогда не на нашей стороне, нам достался лот без "сладкого"(новейшего линкора, “Литторио” или “Витторио Венето”). СССР получил по репарациям от Италии 45 кораблей и вспомогательных судов, в том числе: линейный корабль («Giulio Cesare» введен в состав флота Италии в 1914 году), легкий крейсер («Emanuele Filiberto Duca D Aosto» спущен на воду в 1934 году), по три эскадренных миноносца и миноносца, две подводные лодки, 10 торпедных катеров, три сторожевых катера, столько же десантных судов, военный транспорт, танкер, четыре водолея, 12 буксиров и учебное парусное судно.

Но вернемся к временно переданным союзниками в 1944 году кораблям. К американскому легкому крейсеру «Milwaukee», в советском флоте «Мурманск».

В отличие от британских кораблей, которые передавались в британских портах, для чего СССР пришлось отправлять свои экипажи в Англию и что повлекло гибель одной из подводных лодок (В-1) вместе с советским экипажем.

Передача американского крейсера произошла в гораздо более комфортных для СССР условиях, в марте 1944 года «Милуоки» сопровождал в СССР конвой JW-58. После прибытия, 20 апреля 1944 года, он был передан ВМФ СССР и переименован в «Мурманск». Американский экипаж на кораблях обратного конвоя вернулся в Америку.

Сам крейсер не относился к новейшим кораблям, впрочем как и остальные полученные в аренду корабли.

USS Milwaukee CL-5 был вторым крейсером типа «Omaha». Его построили в Такоме (Тодд. & Construction Co), заложили 13 декабря 1918 года, спустили на воду 24 марта 1922 года, ввели в строй 20 июня 1923 года. Имя он получил в честь города на северо-западе США, штат Вашингтон, в 51 км к юго-востоку от Сиэтла.

Крейсера типа «Omaha» строились в рамках амбициозной кораблестроительной программы 1916 года в качестве 7000-тонных крейсеров-разведчиков (скаутов). Ставка была сделана на скорость в 35 узлов, корпус максимально облегчили, придали миноносные обводы. При мощной силовой установке это привело к вибрации на полном ходу. На бронирование осталось только 8%.

Построено было 10 крейсеров (Omaha (CL-4); Milwaukee CL-5, Cincinnati (CL-6); Raleigh (CL-7); Detroit (CL-8); Richmond (CL-9); Concord (CL-10); Trenton (CL-11); Marblehead (CL-12); Memphis (CL-13)), а так как турбины и котлы изготовлялись разными фирмами, то корабли серии оказались разделены на группу с “большим радиусом действия” (CL-9 – CL-13) и группу с “малым радиусом действия” (CL-4 – CL-8). Однако планируемой дальности плавания в 10000 миль при скорости 10 узлов ни на одном из крейсеров добиться не удалось.

В целом довольно неплохой легкий крейсер.

«Милуоки» с 1928 по 1940 годы нес службу на Тихом океане в составе 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота. В конце 1940 года крейсер передали во 2-ю дивизию крейсеров на Атлантику. После вступления США в войну он был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил. После сопровождения конвоя в Тихом океане он два года патрулировал Южную Атлантику. Дважды крейсер сталкивался с коллегами, с USS Detroit (CL 8) 1 февраля 1926 года и с USS Omaha (CL 4) 31 мая 1943 года.

В феврале 1944 года крейсер возвратился в Нью-Йорк для ремонта с последующим переходом на Северную Атлантику. Перед походом в Росайт к крейсеру были прикомандированы младший лейтенант Майк Санцевич и лейтенанты Джон Чеплик, Деметрий Кесефф, Джо Орлофф, Джордж Щербатов и Джон Романов и несколько других говорящих фамилий. Они должны были служить переводчиками при передаче корабля советским морякам.

-2

«Милуоки» (CL 5) возле военно-морской верфи Нью-Йорка, 7 января 1942 года.
«Милуоки» (CL 5) возле военно-морской верфи Нью-Йорка, 7 января 1942 года.
-4
-5

Первоначально вооружение крейсера состояло из 12 152-мм орудий и 4 ТА (два двухтрубных на главной палубе и два трёхтрубных - над ними). Но перетяжеленный корабль оказался слишком "мокрым" в нижних казематах и на торпедных аппаратах.

В итоге двухтрубные ТА практически сразу сняли, порты замуровали. В 1940 году из нижних кормовых казематов убрали два 152-мм.

Осталось 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из которых размещались в двух башнях и 6 в обычных для того времени в казематах. Оставшееся минно-торпедное вооружение- 2 трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.

В начале 1942 года противовоздушное вооружение было усилено — корабль получил два счетверенных 28-мм зенитных автомата Mk 1 ("чикагское пианино").

Позднее они были заменены на спаренные 40-мм автоматы Bofors Mk 1/2, а так же дополнительно установлены восемь одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon Mk 4.

-6
-7

«Мурманск» USS «Milwaukee» CL-5 Тодд. & Construction Co, Такома. Заложен 13 декабря 1918 года, спущен на воду 24 марта 1922 года, вошел в строй 20 июня 1923 года. Передан в аренду Советскому Союзу 10 апреля 1944, в СФ СССР с 20 апреля 1944 года как «Мурманск». Возвращен обратно в США 16 марта 1949 года в Филадельфии. Выведен из эксплуатации 18 марта 1949 года. Списан 18 марта 1949 года, продан на металлолом 10 декабря 1949 года компании American Shipbreakers, Inc., Уилмингтон, Делавэр.

Водоизмещение 7050/стандартное 7160 /7690 /полное 10460 тонн, размеры 167,6 (вл)/169,32 х 16,87 х 4,11 м ( 555 футов 6 дюймов x 55 футов 4 дюйма x 20 футов (макс.) )
Броня-пояс – 76 мм, палуба – 37 мм, траверсы – 37/76 мм, башни 6 мм, рубка 37 мм
4 ТЗА, турбины с редуктором, 12 ПК, 90 000 л.с., 4 винта Скорость 35 узлов, фактическая скорость – 28,76 узлов. Запас топлива 1852 т нефти;Дальность 6660 миль на 12 узлов. Экипаж 458-805 человек.
Вооружение в 1944-1949 годах - 12 x 6 дюймов/53(2x2 + 6x1)Мк. 12/1, 2 x 3 дюйма/50 универсальных установок Мк.10, 3×2 – 40/56-мм спаренные установки Bofors Мк.1/2; 12×1 – 20-мм/70 установки Oerlikon Mk 4. 2×3- трехтрубные 533-мм ТА; 2 - бомбометы МК-6. 2 самолета; 2 катапульты. Радиолокационные установки- 1 - SC (обнаружения воздушных целей); 1 - SG (обнаружения надводных целей); 2 - Мк.3 (орудийной наводки).

Крейсер «Милуоки» водоизмещением 7 960 тонн имел паротурбинную силовую установку мощностью 90 000 л. с. Скорость корабля-до 30 узлов, на 12 узлах он мог пройти 6 600 миль. Бронирование было скромным, борт — 75 мм, палуба — 37 мм, башни — 6 мм. Вооружение «Милуоки» на 1944 год состояло из 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из них в двух башнях и 6 в казематах. Кроме того, имелись 6 универсальных орудий калибра 76 мм, способных вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям. Зенитное вооружение состояло из 3 спаренных 40-мм установок и 12 20-мм «Эрликонов». Минно-торпедное вооружение- два трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.

В 1940 году корабль был оснащен четырьмя радиолокаторами: установка SC для обнаружения воздушных целей, SG для обнаружения надводных целей, Мк.3 (две-основная и запасная) для управления орудиями главного калибра. Крейсер имел также две катапульты и два гидросамолета-разведчика.

Часть экипажа USS Milwaukee, участвовавшая в передаче корабля советскому флоту. Крайний справа — лейтенант ВМС США Джек Райт.
Часть экипажа USS Milwaukee, участвовавшая в передаче корабля советскому флоту. Крайний справа — лейтенант ВМС США Джек Райт.
USS_Milwaukee_(CL-5)_3USS Milwaukee (CL-5) перед подъемом советского военно-морского флага, 1944 год
USS_Milwaukee_(CL-5)_3USS Milwaukee (CL-5) перед подъемом советского военно-морского флага, 1944 год
-10
-11
-12
Легкий крейсер Мурманск на рейде Ваенги, 1945 год
Легкий крейсер Мурманск на рейде Ваенги, 1945 год
-14
В Ваенге
В Ваенге
прием топлива с танкера желябов
прием топлива с танкера желябов
На рейде вместе с "Грозным" и "Гремящим"
На рейде вместе с "Грозным" и "Гремящим"

Американская сдаточная команда поразила новых владельцев тем, что на старушке «Милли» 25 лет от роду лихо прошли со скоростью больше тридцати узлов. В стрельбе однако американцы не блистали.

Рано утром 20 апреля 1944 года был объявлен общий сбор, и командир корабля дал всему экипажу инструкции, касающиеся передачи корабля.

Вот как это событие описывает его непосредственный участник, лейтенант ВМС США Джек Райт:Рано утром 20 апреля 1944 года был объявлен общий сбор, и командир корабля дал всему экипажу инструкции, касающиеся передачи корабля. В 11 утра нас снова вызвали на общий сбор, теперь для церемонии передачи. Церемонию открыл русский духовой оркестр, сыгравший гимн «Звездно-полосатое знамя», а затем государственный гимн Советов. Затем капитан Филдинг огласил полученный им приказ о передаче.
Приказ был подписан не кем иным, как президентом Соединенных Штатов. Звездно-полосатый флаг был медленно спущен, на его место, которое он занимал так много лет, был поднят знак серпа и молота на голубом фоне. Корабль официально стал советской собственностью. Затем последовало главное событие. Глава Мурманска произнес речь, посвящая корабль людям этого маленького города. Старушка «Милли» стала «Мурманском», кораблем советского Северного флота.

Крейсер был освоен советской командой к лету 1944 года. Затем начались совместные с другими кораблями флота выходы в море.

4 июля 1944 года отряд в составе крейсера «Мурманск» (под флагом командующего флотом), лидера «Баку», эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» вышел из Кольского залива в Белое море. В походе адмирал Головко управлял маневрами кораблей с помощью РЛС крейсера. В Белом море крейсер отрабатывал взаимодействие с «Гремящим» и «Громким». С помощью РЛС отряд произвел артиллерийские стрельбы по полигону на Летнем берегу Белого моря.

25 августа 1944 года началось формирование эскадры Северного флота из переданных англичанами и американцами кораблей и бригады эскадренных миноносцев. «Мурманск» тоже вошел в состав эскадры.

Осенью «Мурманск» возглавил эскорт конвоя (Беломорская группа конвоя RA-61) из 15 транспортов и двух танкеров. 30 октября конвой вышел из Молотовска в Мурманск. Затем вплоть до завершения войны крейсер в боевых операциях больше не участвовал.

3-5 июля 1945 года эскадра в составе линкора «Архангельск», «Мурманска» и шести эсминцев совершила переход из Ваенги на Куйский рейд в Белом море с отработкой в пути задачи «оборона эскадры на переходе морем».

26 ноября 1945 года «Мурманск» начал текущий ремонт на Ростинском судоремонтном заводе.

За почти пять лет службы в составе эскадры СФ крейсер в основном стоял на бочке на рейде Ваенги (Североморска). В боевых действиях участия фактически не принимал, лишь изредка выходя в море для боевой подготовки.

После ремонта крейсер стал более активно участвовать в боевой учебе, в том числе в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 года.

16 марта 1949 года в Филадельфии крейсер был возвращён ВМС США. Передача крейсера происходила в довольно дружественной обстановке. Советский экипаж вернулся в СССР на корабле «Молотов».

Корабль был продан на слом 10 декабря того же года американской судоразделочной компании в Уилмингтоне, штат Делавэр. Благодаря советской командировке крейсер позже всех своих систершипов пошел под нож.

Вид на советский корабль  Мурманск , бывший легкий крейсер USS Milwaukee , переданный в аренду ВМФ России, в 44 году. Крейсер возвращается в США
Вид на советский корабль Мурманск , бывший легкий крейсер USS Milwaukee , переданный в аренду ВМФ России, в 44 году. Крейсер возвращается в США
«Милуоки» (CL 5) у берегов Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года, сразу после того, как Советский Союз вернул его ВМС США
«Милуоки» (CL 5) у берегов Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года, сразу после того, как Советский Союз вернул его ВМС США
«Милуоки» (CL 5), приближающийся к Льюису, штат Делавэр, 16 марта 1949 года.
«Милуоки» (CL 5), приближающийся к Льюису, штат Делавэр, 16 марта 1949 года.
Буксир USS Achigan (YTB 218) в Льюисе, штат Делавэр, забирает советских моряков с USS Milwaukee (CL 5) 17 марта 1949 года.
Буксир USS Achigan (YTB 218) в Льюисе, штат Делавэр, забирает советских моряков с USS Milwaukee (CL 5) 17 марта 1949 года.
« Милуоки» (CL 5), возвращаемый в США у побережья Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года.
« Милуоки» (CL 5), возвращаемый в США у побережья Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года.
-23
« Милуоки» (CL 5), возвращаемый в США у побережья Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года
« Милуоки» (CL 5), возвращаемый в США у побережья Льюиса, штат Делавэр, 16 марта 1949 года
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51

Через несколько лет крейсер «Му́рманск» вновь появился в составе советского флота.

3 июля 1955 года на новом крейсере «Му́рманск» проекта 68-бис был поднят Военно-морской флаг СССР. Среди почётных званий корабля: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР». 1 декабря 1989 года крейсер был выведен из боевого состава флота, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой.В 1994 году крейсер был продан на металл куда-то за границу.

4 декабря 1994 года при буксировке в шторм крейсер был выброшен на скалы острова Сёрёйа в норвежском Финнмарке. В 2013 году завершилась его утилизация.

-52
-53
-54

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам