Не только у акционеров создается ощущение, что в этом году дивиденды от национального достояния ждать не стоит даже в виде промежуточных, как это было осенью 2022 года. Компания их не выплатит, потому что ей нужны средства на развитие и устойчивость бизнеса.
Газпром — нагруженный бизнес с точки зрения капитализируемых затрат. Это и сжигает положительный денежный поток.
Газовый гигант долго строил трубы в Европу и Азию и закопал здесь много капитала. Он не окупился, и видимо, не окупится, а Газпром до сих пор этот СAPEX разгребает в отчётности и переносит стоимость труб на текущие финансовые результаты.
Эта нагрузка вряд ли спадёт в ближайшее время — газ в Азию в большем объёме по воздуху не прилетит, и нужны новые ветки трубопроводов. А цена на газ должна приносить прибыль, чтобы окупать затраты.
ЕС прошлой осенью перенапрягся по этому вопросу, закачал большой объём газа, и с тех пор цена на газ показывает только нисходящий тренд.
Зима закончилась, а газовые хранилища ЕС заполнены на 70%, что на 20% выше нормы. Спрос на газ расти не планирует, и цена будет только падать. На фоне возросших издержек и падающих доходов встаёт резонный вопрос — как платить дивиденды, если самим надо?
Пока Газпром в трансформационном периоде, и цены на газ не вырастут, дивиденды от них не ждём. Ни в этом году, ни в следующем. Вот такие среднесрочные перспективы.
Да уж, придётся долго подождать...