Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Театральные заметки царской России. 1910 год

В Жиздре (Калужская губерния) заезжие актеры играли на праздниках пьесу Островского «Лес». Во время второго действия, сидевший в первом ряду богатый купец-хлеботорговец вдруг, встав, крикнул:

- Стоп! Ни слова!

Артисты прекратили играть…

- Что-то нездоровится мне…Подождите пять минуток… Я вернусь – заявил купец.

Зная, что самодур человек щедрый, режиссер распорядился дать занавес. Через несколько минут купец возвратился на свое место и, послав за кулисы пятьдесят рублей «на угощение», приказал играть дальше. Купец-самодур, режиссер, угождающий самодуру и артисты, принимающие 50 рублей на угощение – все в этой милой компании один другого стоят, заключает автор заметки.

(От себя добавлю – купец щедрый? 50 рублей на всех? Да он прижимист весьма. И тяжела жизнь провинциального артиста, раз они эти 50 рублей не глядя приняли. Там может все сборы в сотню выходили.)

Письмо в редакцию журнала

Минувшего года Великим постом я, через посредство Бюро Театрального общества, подписал контракт о службе в Воронеже, на вторую половину летнего сезона, то есть, с 1 июля по 1 сентября 1909 года, с артисткой М. Дымовой и выдал ей аванс в размере 50 рублей. В мае месяце госпожа Дымова сообщила мне, что по болезни служить у меня не будет, а аванс возвратит при первой возможности.

Болезнь – причина уважительная, пришлось с этим примириться, но значительно позднее, узнаю, что она подписала контракт к Коршу. Оставляя поступок госпожи Дымовой на ее совести, по окончании сезона, когда она уже служила у Корша, обратился к ней, прося возвратить взятый у меня аванс и лишь на второе мое письмо госпожа Дымова мне ответила, что аванс возвратит в декабре. Прошел и декабрь, а от госпожи Дымовой ни ответа, ни привета. Также со мной поступил и Барсов, 2-ой любовник, взявший часть аванса и не возвративший его.

С. Кобзарь

-2

(Полагаю, после публикации письма излишне доверчивого устроителя некоего театра, другие его коллеги, и так люди прижимистые насчет авансов своим подопечным, отнеслись к этой жалобе с глубоким пониманием и сделали надлежащие выводы. То есть – давать авансы еще меньше. Так что госпожа Дымова и герой-любовник Барсов, здорово подкузьмили не только себе, но и другим артистам.)

По материалам журнала «Театр и искусство», № 5, 31 января 1910 года