Как человек деревенский, автор с полной ответственностью отнёсся к подготовке нового автомобиля к пробегу по зимнику. Жизненная школа, к этому времени была хорошая. Сельская школа, находящаяся в двух с половиной километрах от дому. Дорога без твёрдого покрытия. Затем СПТУ. Два года армии. Затем попытка заработать денег в Сибири. Кругом всё приходилось решать самому. Надеяться было не на кого. Вот и сейчас, после бани, когда все отдыхали автор вспомнил самые слабые места автомобиля БелАЗ. Первой и главной проблемой был дизель, от больших перепадов температур дизеля, часто прогорали прокладки под головкой блока. На БелАЗ–540 дизель был с головками на три цилиндра. Всего четыре головки на двенадцати цилиндровый дизель. Утром запустил дизель, немного прогрел его чтобы не так холодно было на нём работать. Протянул головки, и сам отрегулировал клапана. Заменил все фильтра на дизеле, запасные были в ящике с запасными частями, под коротким названием ЗИП.
В это время машины одна за другой уходили под погрузку. Командовал погрузкой старший колонны. Машину автора он пока не трогал, она стояла на стоянке с поднятым кузовом. Как только кузов встал на своё место, машину отправили на базу, где собирали машины, под загрузку. Груз достался нормальный, это были тюбинги для строительства шахты в карьере трубки "Мир". Загрузили ровно двадцать семь тонн. В крайнем случае такой вес был записан в путевом листе. Который автору выписал и выдал старший колонны. На гружёном автомобиле, начала греться ГМП, автор понял что перед выходом на зимник, нужно обязательно поставить ремни на масляный вентилятор. На водяной вентилятор ставить ремни необязательно. Так дизель лучше прогревался, и в кабине было тепло. Температуру воды в системе охлаждения, будем регулировать жалюзи.
Продукты закупали на всю колонну. Личное, что будет у водителя в кабине каждый готовил на своё усмотрение. С нами было две машины сопровождения, один из водителей этих машин взял все хлопоты по коллективному приготовлению пищи на себя. Это был опытный водитель междугородних перевозок. Его УРАЛ переделанный под дизель МАЗ прошёл все зимники Якутии.
Забегая вперёд скажу, что благодаря этому водителю, мы не испытывали недостатка в продуктах. Путешествие колонны по зимнику затянулось выше запланированного срока.
Автор ещё раз тщательно проверил машину, всё было в норме, на самом деле всё так и оказалось, машина прошла зимник без малейших замечаний. За другие машины и водителей, говорить ни чего не буду, пусть это будет на их совести. Скажу, что протяжка головок блока цилиндров, помогла и в дальнейшей работе машины, почти два месяца в карьере машина работала с тосолом в системе охлаждения.
– "Как потопаешь, так и полопаешь", так издавна говорят в народе.
Больше машина, не нуждалась в проверке, всё было проверено, и подтянуто. Протяжке колёс особое внимание! Как приятно было работать новым баллонным ключом. На прежней машине ключ был старый изношенный. Часто срывался с гаек. Приходилось приглаживать его молотком.
Старший колонны настаивал чтобы колонна вышла на зимник, в понедельник рано утром. Водители отказались мотивируя тем, что в понедельник, даже корабли, не выходят в плаванье!
– А чем, мы хуже моряков?
Сказал Санёк, и продолжил отдых лёжа на кровати.
Старший побегал, покричал, но успеха не добился. Колонна вышла на зимник во вторник.