Сегодня многие наши читатели вряд ли вспомнят, что во время визита в Пекин на высшем уровне в 2015 году, между российским КАМАЗом и китайским автопроизводителем Hawtai в присутствии высоких лиц был подписан меморандум о выпуске на площадях камского автогиганта китайских кроссоверов этой марки. Эти кроссоверы так и не появились в производственной программе камского автогиганта, а причина этого проста. Китайский автопроизводитель обанкротился и марка ушла в историю.
Почему мы сегодня вспомнили об этом почти курьезном случае? Да все потому, что китайские автопроизводители сегодня заполоняют российский авторынок. И с выбором такого ненадежного бренда можно попросту «пролететь». Ведь помимо более менее серьезных автопроизводителей из Поднебесной, к нам идут новички и не слишком продвинутые автопроизводители, не имеющие серьезную материально-производственную базу и стабильное финансовое положение.
Для многих российских автолюбителей, которые регулярно заглядывают в автомобильную информационную ленту, давно стало откровением наличие огромного числа китайских автопроизводителей и выпускаемых у дальневосточного соседа автомобильных брендов. Вы удивитесь, но на соседнем и самом крупном рынке планеты представлено 106 автомобильных брендов. Правда, не все они чисто китайские, часть относится к мировым грандам автоиндустрии.
Для сравнения, в самые тучные годы на нашем российском рынке работали порядка 60 брендов. Но, когда он начал испытывать трудности их количество уменьшилось. Кто-то в дальнейшем чисто номинально присутствовал в РФ, продавая в год несколько десятков или просто несколько автомобилей.
Но все же вернемся к китайским автобрендам. Анализируя рейтинг, который мы составили по итогам первого квартала текущего года, сразу становится очевидным, что в Российскую Федерацию выходят не самые крупные бренды и автопроизводители из Поднебесной (см.табл ниже). Создается впечатление, что они решили поставить на Россию и тем самым улучшить свое положение в китайском табеле о рангах и упрочить финансовую стабильность, ведь не каждый год открываются такие перспективы. В других странах, даже африканских приходится работать в высококонкурентной среде. А Россия сегодня с ее дефицитным рынкам – страна возможностей.
Для китайцев наличие такого рынка по соседству просто подарок судьбы, а для простого российского автолюбителя определенный риск. Тут стоит вспомнить еще об одной китайской марке по имени Lifan. Помните такую?
Но давайте перейдем к рейтингу, чтобы понять, кто из китайских автопроизводителей устойчив, а кто слишком слаб. Но оценивать этот критерий мы будем не по финансовым показателям. Это слишком сложно, да в принципе и не нужно. Просто посмотрим на объемы продаж на домашнем рынке, это косвенно укажет на определенный уровень стабильности.
Марка №1 в Китае BYD. Когда-то давным-давно еще в тучные годы первого десятилетия автомобили этого бренда пытались продавать на бурно растущем российском авторынке. Сегодня этот бренд настолько успешен, что сумел войти в мировой ТОП-10, о чем мы сообщали в этом материале по ссылке.
Сильные позиции (3 место) у другого китайского бренда Changan. Этот бренд давно присутствует у нас. Модельная гамма его расширяется, как расширяется и дилерская сеть. Сегодня марка представлена в 75 городах РФ. Тем более, они начинают агрессивно работать в РФ. Недавно на одном крупном автомобильном мероприятии топ-менеджер московского офиса Changan Александр Кулагин так рассказал о перспективах:
"…забирать и цементировать рынок. Весь. Чтобы последующий вход обратно для корейцев и японцев, с которым бренды Китая конкурируют в первую очередь, стоил неподъемных денег".
Выводы о Changan сделайте сами.
Но вернемся к нашему топ-списку. На седьмом месте уже хорошо известный нам бренд Geely. Он в тройке лидеров среди китайских брендов на российском рынке. А кроссовер Geely Coolray занимает лидерскую позицию как самая популярная иномарка в РФ.
Еще один китайский бренд, который в РФ стал достаточно популярным, это Haval (18 позиция). Пока фактически единственный, кто из Поднебесной имеет на территории РФ локальное производство. Бренд входит в состав концерна Great Wall Motors.
Не удивляет и 20 место премиум-бренда Hongqi. Как-никак премиум-бренд. Впрочем, в модельной линейке, которая летом будет представлена в нескольких городах России есть место и автомобилям верхнего масс-маркет.
Удивляет не слишком высокое место такой хорошо известной марки как Chery, которая уже четверть века работает на российском рынке. Машины со стилизованным треугольником на радиаторе в топ-списке российского рынка фактически на первом месте. Но вот на домашнем рынке успехи несколько скромнее. Потому мы и назвали текущую ситуацию, когда в РФ «правят бал» не самые крупные автомобильные корпорации КНР временем средних. Это "середнячки" в плане массовости и объемов производства даже по китайским меркам.
В нашу таблицу физически не могли войти все 106 брендов. Поэтому, чтобы оценить другие китайские марки просто перечислим. Exeed как премиальный бренд от Chery расположился на 76 месте из 106. Электромобильный Voyah на 78-м.
Донор нашего «Москвича» марка JAC и вовсе на 71-м c объемом продаж 5 115 и доле в КНР всего…0,1%. Уже упоминавшийся и почивший некогда популярный у нас Lifan, стал брендом большого Geely, сменил название на Livan и занимает 78 место с объемом продаж 3 816. Но лиха беда начало, тем более под крылом крупной компании.
Также в восьмом десятке находятся Haima и Foton, с продажами не дотягивающими до 2000 ед. Представляете, как для них всех этих китайских «середнячков» и «слабых», даже по китайским меркам, важен российский автомобильный рынок? Ну а российскому потребителю не нужно терять голову от иноземного происхождения марки и трезво оценивать место бренда.
Впрочем, эта проблема касается и автопроизводителей. Вспомните, ведь с не самыми сильными игроками вступил в партнерство калининградский "Автотор". Теперь на его линиях выпускают Kaiyi, BAIC и SWM. Лишь второй автопроизводитель более-менее известен и на слуху.
Таблица 1
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz