Найти тему
7ДнейКино

Устаревшие стереотипы мультфильмов Disney, которые учат детей неправильным вещам

Оглавление

Психолог рассказывает, на что следует обратить внимание, прежде чем показывать ребенку старые диснеевские сказки.

«Белоснежка и семь гномов», 1937. Фото: кадр из мультфильма
«Белоснежка и семь гномов», 1937. Фото: кадр из мультфильма

Дети обучаются, копируя тех, кто их окружает. Поэтому очень важно, чтобы перед глазами ребенка был правильный пример — герой или героиня, которые научат его, как быть счастливым и успешным. Вполне естественно, когда девочка ассоциирует себя с принцессой, а мальчик — с принцем, и мультипликаторы Disney учитывают это, чтобы их сказки понравились как можно большей аудитории.

Их истории выглядят добрыми и позитивными, поэтому родители с удовольствием показывают эти мультфильмы детям. Но совершенно не задумываются, что стереотипы поведения мультяшных принцесс и принцев, которые перенимают юные зрители, закладывают в их психике установки, способные в современной жизни им сильно мешать. Психолог Ольга Романив рассказывает о шести шаблонах, которые могут серьезно усложнить и даже разрушить будущее ребенка.

Настоящее счастье для Принцессы — это встреча с Прекрасным Принцем

«Русалочка», 1989. Фото: кадр из мультфильма
«Русалочка», 1989. Фото: кадр из мультфильма

Главная сюжетная линия практически каждого диснеевского мультфильма — это настоящая любовь. Девочкам с детства навязывается мысль, что надо сделать все, дабы именно это светлое чувство с ней и случилось — а все остальное не так важно. И с этим избранником она обязательно уедет в закат — к полному, неотвратимому и вечному счастью.

Но попробуйте вспомнить — сколько принцев на белых конях вы знаете лично? А со сколькими в жизни встречались? В большинстве случаев — ни с одним, верно? Тогда почему родители удивляются, когда их дочь сбегает из дома с первым же парнем, к которому испытывает подростковую влюбленность? Ведь именно этому научил ее мультфильм! Ей не будет важно ни образование, ни творчество, ни карьера, ни саморазвитие, если она будет убеждена, что все приложится потом. Но потом случится только одно — реальность ее разочарует, а возможности будут упущены.

Будь терпеливым — и счастье не замедлит к тебе прийти

«Золушка», 1950. Фото: кадр из мультфильма
«Золушка», 1950. Фото: кадр из мультфильма

Ожидание у моря погоды — один из самых опасных стереотипов. Лишь в сказке к герою, оказавшемуся в критической ситуации, на помощь приходит добрый волшебник и все «разруливает» магическим образом. В реальной жизни внезапно получить нужную помощь трудно, и надеяться всегда нужно на собственные силы и решения. Так что если на экзамене будет 40 вопросов, и ребенок все их выучит — никакая магия не понадобится для успешной сдачи.

Любое чудовище можно исправить

«Красавица и чудовище», 1991. Фото: кадр из мультфильма
«Красавица и чудовище», 1991. Фото: кадр из мультфильма

Не менее опасное заблуждение, способное поломать человеку жизнь. Да, у героини мультфильма «Красавица и чудовище» это получилось — но только потому, что Адам был заколдован и на самом деле изначально был человеком, а не монстром. В реальной жизни из чудовища чудесный принц не получается, и ребенок должен понимать: если человек относится к нему жестоко, без уважения и с полным пренебрежением — от такого «принца» или «принцессы» нужно держаться как можно дальше, потому что изменить его сможет только квалифицированный психолог, и то — после долгих усилий.

Грязная работа — предназначение женщины

«Белоснежка и семь гномов», 1937. Фото: кадр из мультфильма
«Белоснежка и семь гномов», 1937. Фото: кадр из мультфильма

Как Белоснежка заслужила обожание гномов? Длительным трудом по хозяйству — готовкой, уборкой, стиркой. Как Бэлль завоевала расположение Чудовища? Взяв на себя все бытовые заботы в его замке. Золушка даже подумать боится о том, чтобы предстать перед принцем в своем реальном облике, а от русалочки Ариэль ее избранник почти отказался просто потому, что его очаровал голос другой женщины. Стереотип прост: веди себя тихо, делай всю грязную работу, чтобы ублажить партнера — и надейся, что твои усилия будут вознаграждены. Что происходит в реальности? Эти усилия мало кто заметит. Так что строить свою жизнь, рассчитывая на чью-то благодарность — очень разрушительная тенденция.

Другие женщины — либо зло, либо вещи

«Золушка», 1950. Фото: кадр из мультфильма
«Золушка», 1950. Фото: кадр из мультфильма

Это один из самых удивительных фактов, который редко кто сразу замечает. Кем оказываются в большинстве случаев второстепенные женские персонажи? Злобная мать, мачеха-ведьма, сестры — демоны во плоти, а в замке Чудовища это вообще вещи — чашки и метелки. В голову девочки вкладывается изначальная дефектность женского начала, вторичность положения женщины. Кроме того, это формирует в женской среде мизогинию.

Жизнь после свадьбы – это бесконечное «долго и счастливо…»

«Русалочка», 1989. Фото: кадр из мультфильма
«Русалочка», 1989. Фото: кадр из мультфильма

В диснеевских мультфильмах достаточно одолеть злодея и завоевать сердце своей избранницы или избранника — и дальше жизнь превращается в шоколадный мир, по которому восторженная пара воздушными шагами порхает по дороге, выстланной пряниками. Но минимальный жизненный опыт сразу покажет, что после алтаря жизнь только начинается, и наполнена она не только цветами и подарками, а сложными задачами и даже преодолением препятствий. И для этого нужна не голова в розовых облаках, а терпение, умение договариваться, способность держать удар и делать общее дело вместе. И только при наличии всех этих навыков будет и «счастливо», и «долго».

Ольга Романив специально для 7ДнейКино. Присоединитесь к обсуждению этого материала в комментариях или на нашем сайте.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.