Найти тему

Капитан Гроза от Сталина

В Центральном государственном архиве г. Москвы хранится очень интересный видеодокумент. Воспоминания о некоторых эпизодах битвы за Москву, рассказанные Николаем Сбытовым - бывшем командующим ВВС Московского военного округа и одновременно командующим авиагруппы Московской зоны обороны. В то время авиация ПВО еще не была выделена в самостоятельный вид вооружённых сил, и генерал Сбытов отвечал за всю авиацию - в том числе за истребительную - сосредоточенную вокруг столицы на десятках аэродромов.

Генерал-майор Н.А. Сбытов.
Генерал-майор Н.А. Сбытов.

Вот фрагмент из его воспоминаний:

"...Расскажу вам про один случай, который произошёл на Тушинском аэродроме уже перед самым нашим контрнаступлением.
Этот аэродром, расположенный практически в черте города, имел исключительно важное значение - как с точки зрения обороны города, так и с точки зрения его возможного захвата. Здесь базировался 120-й истребительный авиаполк.

2 декабря 1941 года под вечер в комендантскую часть при аэродроме явились два командира. Оба в новеньком обмундировании, один с петлицами лётчика, второй - с нашивками политработника.
Лётчик сразу в крик:
- Вы что тут, спите что ли? Я - личный представитель товарища Сталина, капитан Гроза. Телефон мне, живо!
Берёт трубку, набирает номер.
- Алло, Кремль? Говорит личный представитель товарища Сталина капитан Гроза... Товарищ Сталин, докладываю. Прибыл, как вы приказали, на этот аэродром, разобрался. Как вы и предвидели, здесь комендант и его комиссар - оба шкурники и разгильдяи! Проморгали, товарищ Сталин, всё проморгали! А командир дислоцированного здесь полка - враг народа!...
Слушаюсь!...
Есть, товарищ Сталин!
Будет исполнено, товарищ Сталин!

Дежурный по КПП стоит с раскрытым ртом.

- Ну что, - говорит ему капитан, - слышали? Давайте, вяжите вашего коменданта и комиссара.

Связали обоих, заперли в подсобке.

- Теперь, - говорит этот капитан, - пойдём арестовывать командира полка. Я доложу товарищу Сталину о вашем геройском поведении.

Пошли к командиру полка майору Писанко. Тот сидит после полётов усталый, собирается мне звонить, докладывать о событиях дня.
Комендантские навалились, связали и командира. Потом начальника штаба и инженера полка тоже связали.

Подплковник. А.С. Писанко. Фото 1942 г.
Подплковник. А.С. Писанко. Фото 1942 г.

А я сижу у себя в кабинете, жду доклада из Тушино. Время вышло, а его всё нет и нет. Странно, думаю, там командир  полка - офицер дисциплинированный. Звоню в Тушино сам. Трубку берет дежурный.

- Говорит генерал Сбытов. Командира полка Писанко мне! Срочно!
- Товарищ генерал-майор, а мы его связали по приказу капитана Грозы.
- Какого ещё Грозы?
- Сейчас я позову его.

Подходит к телефону этот "капитан":
- Я, - говорит, - уполномоченный товарища Сталина и выполняю его личный приказ. - И повторяет: - Личный приказ товарища Сталина!
- Ну, - говорю, - действуйте, раз вы уполномоченный товарища Сталина...

А сам думаю: какой-такой уполномоченный? Надо проверить.

Тут же звоню в Кремль секретарю Сталина Поскрëбышеву. Докладываю - так, мол и так, личный уполномоченный капитан Гроза - есть такой?
Поскребышев и слова сказать не успел, раздаётся в трубке голос Сталина (а там, оказывается, такой телефон был, что Иосиф Виссарионович  мог прослушивать сам любой разговор Поскребышева).

- Какой-такой мой личный уполномоченный? Никого я никуда не посылал! Это провокатор! Немедленно арестовать его!

Ну, разумеется, контрразведчики тут же примчались на аэродром. Но тот капитан и его подручный уже скрылись. Видимо, после моего звонка сразу почуяли неладное. Однако, через день их контрразведчики всё-таки взяли.

Всех подробностей я не знаю, но план у них был такой: изолировать по-тихому без всякой стрельбы аэродромное начальство и в эту же ночь подготовить посадочную полосу к приёму нескольких самолётов с отрядом немецких диверсантов.
Часть этого отряда должна была направиться в Кремль и начать там перестрелку. А другая часть должна была двигаться в сторону фронта и устроить панику в тылу наших войск. И одновременно отборная немецкая дивизия должна была нанести удар с фронта и прорваться в город.
И кто знает, чем бы всё это кончилось, если б этот "капитан Гроза" сумел без шума выполнить свое задание?... "

  • ЦГА Москвы, фонд ОХАД, видеозапись - ед. учёта № 132.