Как изменился рынок взыскания?
Начиная с 2016, с момента принятия 230 ФЗ "О коллекторах" года рынок взыскания сильно изменился. Сотрудники служб взысканий и работники коллекторских агентств вынуждены были учиться работать по-новому, соблюдая действующее законодательство.
К вопросу правомерности работы коллекторских агентств - пока их никто не отменял, они ведут свою деятельность и обязаны соблюдать 230 ФЗ, по сути - их главный закон.
Взаимодействие кредитора и коллектора, как правило, происходит по двум схемам: передача долга на взыскание коллекторам по агентской схеме (долг остаётся на балансе кредитора, агентство оказывает услуги по взысканию) и переуступка права требования долга (проще говоря продажа долга, цессия).
Что говорит закон?
Если мы говорим о действиях коллекторов именно в правовом поле - то их права сейчас сильно ограничены. При звонке должнику они обязаны представляться полностью, сообщить из какой организации они звонят, проводить беседу с должником исключая психологическое давление, оскорбления и угрозы.
Любое нарушение вышеуказанных пунктов является основанием для жалобы должника в надзорный орган, коим является для коллекторов ФССП. Плюс ко всему, коллекторам запрещено взаимодействие с третьими лицами (родственниками, работодателями и т.п.) без согласия последних. Коллекторские агентства, дорожащие своей репутацией, работают исключительно по 230 ФЗ, соблюдая норму количества звонков, выездов и иных уведомлений, предусмотренные законом. И не важно, агентская ли это схема или цессия. Плюс ко всему, агентство обязано состоять в реестре ФССП и иметь уставной капитал минимум 10 млн рублей. Другой вопрос — это, так называемые "чёрные коллекторы". Назовём их так для упрощения понимания. Это взыскатели банально "из прошлого", приверженцы "старой школы", так сказать". В их обиходе звонки с незарегистрированных сим-карт, угрозы, психологическое давление на должника и родственников. Бороться с этим явлением довольно проблематично, т.к. такие персонажи тщательно шифруются, настоящими именами не представляются, зачастую и не говорят какого кредитора представляют. Не гнушаются они и представляться сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками ФССП и прочих силовых ведомств. Это, как правило, игра в "хорошего и плохого" полицейского, когда один коллектор звонит, угрожает, терроризирует (при это не представляясь), а далее звонит уже другой человек, но из той же организации, и вежливо просит оплатить долг, дабы прекратить телефонный терроризм. Надо признать, что зачастую, это работает. Несчастный должник уже готов на всё, чтобы прекратить угрозы в свой адрес.
Что делать должнику?
Главное правило - узнать ФИО и организацию, которую представляет коллектор, и сделать это, желательно в начале разговора. Нельзя предугадать, чем закончится тот или иной разговор, но, когда должник точно знает, на кого, в случае нарушения закона писать жалобу, он уже опережает коллектора при любом исходе. Если в разговоре нарушены права - смело можно подавать заявление в ФССП. Сейчас это можно сделать через онлайн приёмную, не выходя из дома.