Автор: Д. Починский
XX век стал одним из самых неоднозначных в истории человечества - планета прошла через две мировые войны, несколько серьёзных экономических кризисов, но в тоже время люди смогли освоить ближний космос, а телефоны и телевизоры появились практически в каждом доме. В век самых бесчеловечных тоталитарных систем родилась Всеобщая Декларация Прав Человека, и люди задумались о глобальной безопасности.
Сегодня мы поговорим о ядерном оружии, вернее о том, как мир стоял в шаге от его применения США и СССР - о Карибском кризисе.
С чего всё началось
История начинается в 1960-е годы. Между СССР и США во всю идёт Холодная война - глобальный геополитический, экономический и идеологический конфликт сверхдержав и их «идейных блоков». Обе стороны прибывали в постоянном напряжении, и рассматривали вариант того, что Холодная война могла в любой момент стать «горячей», что привело бы мир к новой мировой войне. Обе стороны наращивали количество ядерных ракет, размещая их в «союзных странах» для взаимного сдерживания.
В 1952 году Турция вступила в блок НАТО, что провоцировало рост напряжения в Черном море. Пик этого напряжения пришёлся на 1961 год. Именно в 1961 году американцами была создана военная база в Турции и на ней были размещены ракеты с ядерными боеголовками в непосредственной близости от границ СССР. Дальность полета этих ракет вполне достигала Москвы, что создавало угрозу колоссальных потерь среди Советской армии и командования в случае начала войны.
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев понимал последствия такого ракетного удара по СССР. Поэтому Советское руководство и решило разместить на Кубе ядерные ракеты, как ответный шаг. Почему именно там? Куба - остров в Карибском море, который располагается в 315 километрах от побережья Флориды. Более того, в 1959 году на Кубе завершилась «Revolución cubana» - Кубинская революция, в ходе которой к власти пришли коммунисты во главе с Фиделем Кастро, поэтому Куба была отличным вариантом для размещения военных сил СССР.
Уже осенью 1962 года советскими войсками была проведена операция «Анадырь». В ее содержание входило скрытая переброска на Кубу 40 ядерных ракет и необходимого оборудования. К 14 октября 1962 года основная часть плановых мероприятий была выполнена. Перемещение и установка проводились тайно, поэтому для ЦРУ и военного руководство США обнаружение ракет стало настоящей неожиданностью и поводом для паники. Один из разведывательных самолётов США случайно сфотографировал те самые ракеты, которые размещались на острове. Именно с этой фотографии начинается разгар Карибского кризиса 1962 года.
Фотография
В докладе Президенту США Кеннеди предлагались варианты бомбового удара по Кубе, военного вторжения на остров, военно-морской блокады или десантной военной операции. Однако все они выставляли США агрессором по отношению к СССР или Кубе, поэтому было принято решение создать «карантинную зону» в 500 морских миль вокруг берегов Кубы, предупредив мир, что США готовы к любому развитию событий и обвинили СССР в секретности своей деятельности.
Само понятие «карантинная зона» было придумано специально. США не могли объявить блокаду, ведь международным правом это расценивалось, как акт агрессии.
24 октября «карантин» вступил в силу, а, наравне с этим, вооруженные силы стран Варшавского Договора и НАТО были приведены в боевую готовность. В тот же день Хрущев и Кеннеди обменялись короткими телеграммами о проводимой блокаде.
Уже 25 октября на заседании Совета Безопасности ООН начались нападки на Постоянного представителя СССР Зорина, относительно нахождения ракет на территории Кубы, о которых он не был в курсе. Американский посол показывал фотографии, полученные с разведывательного самолёта, на что Зорин лишь ответил, что он «не в американском суде» и не собирается давать какие-либо комментарии на этот счет.
25 октября 1962 года впервые и единственный раз в истории США вооруженные силы Америки были приведены в уровень готовности DEFCON-2 по шкале готовности американской армии к полномасштабной войне.
Заблудившийся самолёт
Дипломатические переговоры, во время которых весь мир затаил дыхание, продолжались неделю. Несмотря на «военную риторику» призывы военных руководителей СССР и США обменяться «ядерными посылками» и Хрущёв и Кеннеди понимали - война не должна быть развязана не при каких обстоятельствах.
Президент США понимал, что конфликт унесет жизни миллионов человек, в тоже время для Хрущёва поводом задуматься о настоящей серьёзности ситуации стал небольшой инцидент на Дальнем Востоке. Разведка сообщила, что небольшой самолёт США пересёк воздушную границу СССР в районе Чукотки, что заставило многих занервничать. Будет ли война? Что это значит? Позже окажется, что самолёт попросту заблудился, а в его миссию входил сбор проб воздуха.
Хрущёв и Кеннеди пытались поддерживать связь, и вели переговоры, параллельно Американские и Советские военные силы в Карибском море находились в шаге от взаимного нападения. Несмотря на слова Адмиралов флота США, Кеннеди запретил открывать огонь первыми. В тоже время Советский подводный флот во всю пытался «втихаря» прорвать морскую блокаду США.
Старпом
28-29 октября 1962 года, 34-летний советский военно-морской офицер Василий Архипов был одним из трех командиров на борту подводной лодки СССР Б-59 около Кубы. Они получили приказ от руководства Советского Союза о разведке в Карибском бассейне американской блокады вокруг Кубы. Подлодка была обнаружена, субмарине пришлось погрузиться. Корабли США начали сбрасывать глубинные заряды в надежде заставить судно всплыть на поверхность. Вооруженные силы США не знали, что подводная лодка Б-59 была вооружена ядерным оружием, которое им было приказано использовать, не дожидаясь одобрения, если их подводная лодка или СССР будут находиться под ударом.
Отрезанные от общения с внешним миром, советские моряки опасались, что началась крупномасштабная война. Из того немногого, что они знали о происходящем на поверхности, казалось возможным, что ядерная война уже вспыхнула. Условия внутри подлодки начали быстро ухудшаться, регенерация воздуха прекращалась, углекислого газа в отсеках становилось все больше. Моряки от нехватки кислорода и высокой температуры теряли сознание.
В субмарине начался хаос. Не имея связи с Москвой, командир подлодки Савицкий отдал приказ готовить ядерные торпеды к пуску. Как вспомнил позже один из членов экипажа, Савицкий прокричал буквально следующее: «Началась война, мы должны принять бой и погибнуть с честью».
Для запуска ядерного оружия необходимо было согласие трёх человек: командира корабля Савицкого, замполита Масленникова и старпома Архипова. Двое против одного – Архипов был против применения ядерного оружия и уговорил подождать немного, дождаться сообщений. После долгого спора команда приняла решение всплывать, так как кислорода уже не было, и жизнь команды была на грани. Именно тогда решение и убеждённость старпома Василия Архипова предотвратили начало ядерной войны.
В итоге стороны договорились о том, что СССР выводит свои силы с Кубы, а США оставляют попытки вторгнуться на остров и убирают свои ракеты из Турции. Этим и завершился Карибский кризис - один из самых опасных и напряжённых моментов Человеческой истории.