Найти тему
Лающая Рыба

4.3. Этап 1: формирование первых произносительных навыков у глухих детей.

Этот этап включает в себя:

1. Формирование первых произносительных навыков.

2. Формирование первого словарного запаса из слов-звукоподражаний и лепетных слов.

3. Формирование мотивации к речевому общению.

4. Литература.

1. Формирование первых произносительных навыков.

Основной задачей индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи

Формирование первых произносительных навыков - это процесс постепенного приобретения ребенком способности произносить звуки и складывать их в слова и в будущем - во фразы. Этот процесс начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок начинает издавать звуки. И, подкрепляемый слуховым восприятием постепенно усложняющийся процесс. Ребенок неосознанно пробует повторять звуки и слова, которые слышит вокруг. Формируется связь "слышу - говорю, говорю - слышу". Ребенок говорит все, что слышит от окружающих и от себя самого. Слух развивает его речь, а усложняющаяся речь развивает его слух.

Рис 1. Связь "слышу - говорю, говорю - слышу"
Рис 1. Связь "слышу - говорю, говорю - слышу"

Глухой от рождения ребенок, как и все слышащие дети, кричит, агукает и может даже начать лепетать. Но постепенно эти вокализации исчезают (См. Статья 4.1. Пункт 7) или приобретают свою специфику в виде монотонности и отсутствия модуляции голоса. Развития эти зачатки не получают, и ребенок в большинстве случаев замолкает. И связь "слышу - говорю, говорю - слышу" такому ребенку нужно формировать целенаправленно.

Рис 2. Связь "слышу - говорю, говорю - слышу" у глухого ребенка нужно формировать целенаправленно.
Рис 2. Связь "слышу - говорю, говорю - слышу" у глухого ребенка нужно формировать целенаправленно.

Слабослышащие дети в младенческом и раннем возрасте практически неотличимы от детей со здоровым слухом, поскольку имея небольшие зачатки слуха, уходят в своем слухоречеовм развитии дальше, они вокализируют и даже могут произносить первые слова. Связь слуха и речи у такого ребенка формируется, но речь не усложняется, поскольку слух недостаточен. Бывает ребенок рождается слабослышащим или даже с нормальным слухом, но глохнет в первые месяцы жизни. Поэтому произносительные навыки детей с нарушениями слуха могут быть на разном уровне.

Диагноз поставлен. Слух протезирован. Мы начинаем заниматься.

Первые занятия по формированию устной речи у глухих детей идут неразрывно с занятиями по развитию слухового восприятия (РСВ) и, несмотря на то, что развитие речи идет вторым шагом после развития слухового восприятия, начинаются они одновременно на занятиях с сурдопедагогом. Разделение этих двух направлений будет происходить позже, по индивидуальной необходимости.

Рис 3. Первые занятия по формированию устной речи и развитию слухового восприятия у глухих детей  начинаются одновременно на занятиях с сурдопедагогом. Разделение этих двух направлений будет происходить позже, по индивидуальной необходимости.
Рис 3. Первые занятия по формированию устной речи и развитию слухового восприятия у глухих детей начинаются одновременно на занятиях с сурдопедагогом. Разделение этих двух направлений будет происходить позже, по индивидуальной необходимости.

В начале работы по развитию устной речи ребенок слухопротезирован, но он еще не умеет реагировать на многие звуки, у него нет связи между слухом и речью. Эта связь формируется постепенно в ходе целенаправленных коррекционных занятий, в ходе повседневной деятельности, а так же подкрепляется личной мотивацией ребенка, которую формируют родители. На занятиях по развитию слухового восприятия ребенок учится реагировать на звуки, диффиренцировать (то же, что и опознавать или различать) их в ситуации выбора и распознавать (когда выбора, что услышал ребенок нет). С момента, когда начинается обучение ребенка восприятию речи, педагог на каждом занятии предлагает ребенку незнакомый и знакомый (уже отработанный однажды) речевой материал. Мы помним, что первые речевые единицы актуальные для маленького ребенка - это слова. При этом важно сразу учить ребенка повторять за педагогом то, что он услышал. На первых этапах занятий ребенок может повторить так, как может, даже если это всего один звук. Нам важен лишь сам факт повторения. Мы радуемся любой попытке ребенка говорить.

Рис 4. Как бы ребенок ни называл слово, - он всегда молодец! Внимательно слушайте и хвалите малыша за все его попытки к устному высказыванию.
Рис 4. Как бы ребенок ни называл слово, - он всегда молодец! Внимательно слушайте и хвалите малыша за все его попытки к устному высказыванию.

Постепенно с ростом слуховых и произносительных возможностей ребенка мы будем корректировать, уточнять произношение ребенка: сначала будем корректировать слоговую структуру, потом звуковой состав. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности формирования тех ли иных звуков, а так же индивидуальные особенности ребенка.

Первые произносительные навыки формируется следующими средствами:

  • на основе подражания речи взрослого
  • посредством занятий речевой ритмикой

Формирование речи на основе подражания речи взрослого.

Рис 5. Ребенок может произносить слова как получается: с пропуском и заменой звуков, с пропуском слогов.
Рис 5. Ребенок может произносить слова как получается: с пропуском и заменой звуков, с пропуском слогов.

Первые произносительные навыки ребенка с нарушением слуха происходят на основе подражания речи взрослых при постоянном побуждении к устному воспроизведению. Основное внимание должно быть уделено работе над словом, а не вызыванию отсутствующих в речи звуков. Ребенок может произносить слова как получается: с пропуском и заменой звуков, с пропуском слогов. В ходе таких занятий ребенок овладевает ритмико-интонационной структурой слова. А более точное его звучание будет отрабатываться на последующих занятиях. Примеры таких слов: "дя" - дай, "асё" - хорошо, "мя" - мяч, "маёо" - самолет, "еп" - хлеб. Это является нормальным и для глухих, и для слабослышащих детей, и даже для детей, не имеющих нарушения слуха. Только слышащие дети к 5-6 годам овладевают всеми нормами речи, чего, к сожалению, не происходит у детей с нарушениями слуха.

На занятиях формируются первые навыки звуковоспроизведения, по необходимости корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слова, если на то есть индивидуальная необходимость.

Формирование речи посредством занятий речевой ритмикой.

Рис 6. Формирование речи посредством занятий речевой ритмикой.
Рис 6. Формирование речи посредством занятий речевой ритмикой.

Вызывание звуков, как правило, начинается на занятиях речевой ритмикой.

Задачи речевой ритмики:

- вызывание и автоматизация звуков на материале слогов, слов, фраз. Задача считается выполненной, если звук появился в речи.

- формирование ритмико-интонационной стороны речи. Задача считается выполненной, если ребенок назвал верное количество слогов и место ударения в слове. Например, молодец - "мамаМеее", стул - "туу", "паНЯА" - банан. Это те "призраки слов", из которых в дальнейшем сурдопедагог или логопед сваяет полноценное слово.

Рис 7. Призраки слов после приема логопеда.
Рис 7. Призраки слов после приема логопеда.

- формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых. Задача будет считаться выполненной, если ребенок будет использовать слово вне занятий в повседневной жизни.

Материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки). Их произнесение сопровождается разнообразными движениями.

Занятия начинаются с вызывания звуков. Эти звуки закрепляются на материале слогов, потом слов, словосочетаний и фраз. Занятия проводятся по принципам "делай как я", "повторяй вместе со мной". Суодопедагог демонстрирует детям различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов и слогосочетаний, например: хлопая в ладоши, произносить [па-па-па], a хлопнув один раз — [па]; топая двумя ногами попеременно произносить [та-та-та], а топнув ногой один раз - [та]; плавно разводя руки в сторону, произносить а_______и т. п. Ребенок повторяет движения и воспроизводит звуки вместе со взрослым. Важно научить ребенка воспроизводить максимально точно и само движение, и его характер: энергичное движение, резкое или плавное, одноразовое или повторяющееся. Дети долго могут выполнять эти упражнения молча, но каждый случай появления каких-либо голосовых реакций у ребенка следует отметить: похвалить малыша. Многие дети не умеют осознанно подражать даже крупным движениям. Поэтому перед началом занятий по речевой ритмике нужно уделить особое внимание обучению подражанию - "делай как я", "повторяй вместе со мной". От того, насколько хорошо ребенок овладеет этим умением, во многом зависит эффективность использования речевой ритмики как методического приема.

Чем усложнить работу, если ребенок справляется легко?

На речевой ритмике дети воспринимают материал на слухо-зрительно. Но можно предлагать детям материал только на слух. Так же можно учить отличать на слух один слог от ряда слогов, отличать длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.

Использование речевой ритмики при работе над произношением способствует формированию естественной, выразительной речи у детей с нарушенным слухом.

Более подробно о занятиях речевой ритмикой смотрите в списке литературы.

Подбор слов для РСВ и развития устной речи.

Вначале дети с нарушениями слуха учатся воспринимать на слух наиболее простой речевой материал — звукоподражания и лепетные слова. Они же используются и для развития речи. Мы подбираем для занятий слова, наиболее доступные пониманию ребенка, соответствующие его слуховым и произносительным возможностям, актуальные для его возраста, те, которые он будет использовать в жизни: мяч, дом, рыба, банан. И другие, окружающие ребенка слова.

2. Формирование первого словарного запаса из слов-звукоподражаний и лепетных слов.

Первый словарный запас ребенка состоит из лепетных слов и слов-звукоподражаний. Слова-звукоподражания - это слова, которые служат для передачи звукового подражания, для имитации звуков живой или неживой природы. Например, "буль-буль", "топ-топ", "кар-кар", "мяу", "кап-кап", "ав-ав", "мууу", "уууу", "фыр-фыр-фыр", "брррр" (кучерское [р]), "ко-ко-ко" и тд. Эти слова часто используются в детской речи и являются важным средством развития речи у маленьких детей. Они помогают развить речедвигательный аппарат, развить интонационное восприятие речи и являются стартом в формировании самостоятельной речи у маленького ребенка. Словарь ребенка формируется в процессе занятий по РСВ и речевой ритмике. Словарный запас ребенка рекомендуется записывать в специальную тетрадь.

Рис 8. Словарь ребенка регулярно записывается.
Рис 8. Словарь ребенка регулярно записывается.

Теория и практика.

Отработанные на занятиях у сурдопедагога слова я называю "теорией". "Практикой" же я называю использование этих слов в жизни. Очень важно не потерять теорию в быту. Если ребенок на занятиях четко называет собаку собакой ("бакой","пакой", "акой" или еще кем-нибудь), но на улице не может ее назвать, то можно сказать, что слово не "живет". А для этого необходимо мотивировать ребенка, стимулировать его желание говорить. Если на занятии ребенок познакомился со словом "собака", то слово должно быть использовано вечером в игре, на следующий день можно нарисовать собаку, еще через день слепить собаку, еще через день сделать аппликацию, а перед сном можно прочитать ребенку сказку про собаку и, конечно, каждую встретившуюся вам собаку нужно обязательно назвать. В конце концов, если у вас нет собаки, поиграйте с собакой своих друзей с их разрешения. Это весело! Плесните "живой воды" на новое слово!

Рис 9. В режимных моментах слово "оживает". Ребенок закрепляет свой словарный запас.
Рис 9. В режимных моментах слово "оживает". Ребенок закрепляет свой словарный запас.

Таким способом вы закрепляете слово в жизни ребенка. Так же вы можете поступить и с остальными словами. И со словами-существительными, и со словами-прилагательными (большой, маленький, деревянная, стеклянное, плохой, счастливый, багряно-розовый - это все можно найти вокруг нас, если приглядеться), и со словами-глаголами (идет, спит, копает, смотрит, выглядывает), и даже со служебными частями речи.

Рис 10. Если приглядеться, вокруг можно найти великое множество слов, даже тех, которые на первый взгляд не найти.
Рис 10. Если приглядеться, вокруг можно найти великое множество слов, даже тех, которые на первый взгляд не найти.

3. Формирование мотивации к речевому общению.

Поскольку мы заговорили о необходимости "практиковать теорию", нам необходимо уяснить и простые правила мотивации ребенка к речи. Мотивация к речевому общению:

1. Родители должны хотеть слушать своего ребенка. Они должны быть непосредственными участниками всего процесса обучения ребенка. Родители малышей с нарушенным слухом - самые внимательные слушатели: они "хватают" каждое, даже невнятное, неразборчивое высказывание ребенка. Любое "буль", "му" или "хрю" родители просто обязаны разгадать - что же оно означает? Если ребенок что-то попросил, пусть даже непонятно, нужно обязательно показать ребенку, что его усилия работают, что от них есть результат - и постараться понять, уточнить и дать ему то, что он просит, поговорить об этом на уровне ребенка. Иными словами, положительно реагировать на каждое высказывание, что в последствии простимулирует ребенка к дальнейшим высказываниям. "Меня слушают? Скажу еще", "Я попросил, и мне дали - попрошу еще".

Рис 11. Всегда нужно стараться понять, что просит ребенок.
Рис 11. Всегда нужно стараться понять, что просит ребенок.

Если родители не вникают в лепет ребенка, не пытаются понять, что он просит, то ребенок не получает подкрепления своим действиям. Мотивации к речи у него не возникает. Тяжелая работа "речь" становится обязанностью. Формируется негативное отношение к речи и к слухоречевому развитию. Этого ни в коем случае нельзя допускать!

2. Игровое обучение - использование игр и развлечений для привлечения внимания ребенка и мотивации его к участию в общении.

Рис 12. Игровое обучение.
Рис 12. Игровое обучение.

В ходе игры ребенок слышит и повторяет все те же слова, которые он услышал на занятии. Сегодня на занятии ребенок познакомился со словом "собака". Даже если малыш сейчас хочет играть кошкой, собачка может прийти в сюжет его игры сама. Чтобы играть вместе, нужно договариваться. Собачка постоянно что-то говорит и очень внимательно слушает. Такой подход закрепит словарный запас ребенка.

3. Чтение книг и рассказов - чтение книг и сказок увлекает ребенка, помогает ему погрузиться в мир изображенной книжной реальности. Дети слушают сказку. А что это, если не развитие слухового восприятия? Объяснение слов и смысла фраз могут помочь ребенку пополнить свой словарь, мотивироваться на общение и использование их в самостоятельной речи. Это регулярное ежевечернее слушание, это работа с вниманием, с памятью, с речью. Родителям просто необходимо завести себе привычку читать ребенку каждый вечер перед сном.

Рис 13. Что это, если не развитие слухового восприятия?
Рис 13. Что это, если не развитие слухового восприятия?

Пока малыш еще маленький, поищите для него книжки-малышки, в которых по 1-2 слова на одну картинку. Можно заменять слова и выражения в текстах книг на более простые, доступные ребенку. Позже усложняйте тексты. Воспользуйтесь списком литературы для детей раннего возраста и читайте книгу за книгой.

4. Разнообразие возможностей для общения. Создание множества возможностей для общения на различные темы и с различными людьми может помочь ребенку увидеть, что общение это важно и весело. Ребенок может общаться дома, в детском саду, во дворе, в магазине, в поликлинике, в гостях.

5. У ребенка должна быть возможность ошибаться. И у глухого, и у слышащего ребенка есть право на ошибку, особенно в процессе обучения речи. Ошибки должны рассматриваются не как недостаток ребенка, а как естественный процесс его обучения. Они возникают из-за недостатка опыта и понимания некоторых аспектов языка. Важно, чтобы взрослые окружающие ребенка относились к его ошибкам с пониманием и терпимостью, чтобы не затрагивать его уверенность в себе и не заставлять почувствовать себя неудачником. Ребенок должен чувствовать, что его усилия важны, и что он получает поддержку и поощрение в этом процессе.

6. Будьте оптимистичней! Родителям просто необходимо перенести свое внимание с печального факта наличия нарушения слухоречевого развития на радостный факт его преодоления ребенком. Живите позитивными моментами! Дети все чувствуют.

Вывод: Первые занятия по формированию устной речи и развитию слухового восприятия у глухих детей начинаются одновременно на занятиях у сурдопедагога. Разделение этих двух направлений будет происходить позже, по индивидуальной необходимости. Первые произносительные навыки формируется следующими средствами:

  • на основе подражания речи взрослого
  • посредством занятий речевой ритмикой

Вначале дети с нарушениями слуха учатся воспринимать речевой материал в виде слов на слух. Эти же слова используются и для развития речи. В ходе занятий по развитию слухового восприятия и устной речи у ребёнка формируется словарный запас. Словарь ребенка рекомендуется записывать в специальную тетрадь. Очень важно не терять, не забывать эти слова и постоянно использовать их в повседневной жизни ребенка. Ответственность за это лежит на родителях.

4. Литература:

1. Т.В. Пелымская Н.Д. Шматко ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.

3. Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб.-метод. пособие.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей

Предыдущая статья - 4.2 О развитии устной речи у глухих детей

Следующая статья - 4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей

Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:

4.1 Речь

4.2 о развитии устной речи у глухих детей

4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей

4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей

4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

4.8 Этап 3. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

4.9 Ситуативное понимание вопросов