Найти тему

Самые страшные тайны психологов. Почему психологи могут быть опасны

Какими бывают психологи? Созависимыми, нарциссическими, контрзависимыми - разными. Психологи - не какие-то инопланетяне, это обычные люди, такие же, как все остальные. Только в психологию и психотерапию чаще приходят люди с самыми сложными проблемами. Сначала они решают свои проблемы, а потом понимают, насколько важна психологическая помощь и идут в профессию.

Как писатель - популяризатор психологии и психотерапии хочу открыть вам секреты психологов!

Правда ли, что психологи - люди с самыми большими психологическими проблемами?

Нет, неправда! Все психологи разные! Есть психологи с психическими нарушениями, а есть и те, кто психологически совершенно здоров. И травмы у психологов, как и у их клиентов, разные. У кого-то глубокие, у кого-то незначительные.

Про то, что психолог и психотерапевт могут быть вот такими разными, я узнала от психотерапевтов. "Я нарциссический психотерапевт. У меня нарциссическая травма, и ко мне в поле притягиваются клиенты, близкие по травме. Не всегда и не все, но часто", - сказала во время интервью одна из гостей моей авторской программы про психологию на радио "Комсомольская правда".

Признаюсь честно, я не поверила. Опросила нескольких своих знакомых психологов и психотерапевтов, своему тоже задала вопрос. Оказалось, действительно, психологи осознают свои травмы, именно поэтому могут контролировать своё поведение! Обычный человек может не распознавать, вести себя токсично и не замечать этого.

Психологи могут быть созависимыми, контрзависимыми и нарциссическими, депрессивными и разными другими. Разница в том, что если психолог соблюдает профессиональную этику, он проходит личную и групповую психотерапию.

Обычные люди даже не знают про свои травмы и неврозы. Поэтому им и кажется, что психологи нездоровы. Большинство людей без специальных знаний вообще не может разобраться, здоров собеседник или нет. В 99% случаев это проекция: нездоровый человек приписывает своё нездоровье другим людям.

Как и в любой профессии, в психологии есть мастера и ремесленники

Когда психологов обвиняют в том, что они, якобы, нездоровы, хочется задать встречный вопрос: "А врачи здоровы?" Профессиональный врач не обязан быть здоров. Он обязан профессионально лечить людей. Вот и психолог не обязан быть здоров. Он тоже обязан квалифицированно помогать людям.

Мужчина-гинеколог не обязан беременеть и рожать, чтобы помогать женщинам! Личная жизнь не должна зависеть от профессии, а профессия - от личной жизни.

Квалифицированный психолог соблюдает профессиональную этику и проходит глубокую психотерапию, чтобы не проецировать свои травмы на клиентов. А клиент свои травмы не распознаёт и может проецировать.

Для психолога личная терапия важна, потому что это часть профессиональной этики. Повар регулярно сдаёт анализы, соблюдая требования профессии. А психолог проходит дополнительное обучение и посещает своего психотерапевта и супервизора.

Я 15 лет веду просветительскую деятельность в сфере психологии. У меня за спиной - работа почти во всех федеральных глянцевых журналах для женщин, на федеральном радио и телевидении. Моими гостями были самые медийные психологи страны.

Я полагаюсь на этику профессиональных психологов: 15 лет посещала психотерапевта еженедельно, а потом - два раза в месяц. Мне это важно, потому что, несмотря на филологическое образование и профессию писателя и журналиста, я работаю в психологическом поле. Кроме того, я оплачиваю консультации преподавателей психологии, когда работаю над публикацией и не уверена в своих знаниях. Это тоже этика моей профессии.

Психологи имеют право быть разными

Пока в России нет такого закона, который бы обязывал психологов проходить обязательную психотерапию хотя бы два раза в месяц. Да и образование психолога можно получить дистанционно, по-быстрому.

Я знаю психологов, которые потратили 250 часов на обучение профессии "психолог" и получили диплом, а теперь предлагают свои консультации. Но далеко не все при таком поверхностном обучении учатся видеть свои проекции. Далеко не все способны отделять свою личность от личности собеседника. Далеко не все в курсе, что "ты-послания" - токсичный вид диалога, а здоровая форма - "я-послание".

Это усложняет выбор клиентов. Клиенты не умеют отличать квалифицированного психолога от неквалифицированного. Они не знают, какие документы должен предъявить психолог, чтобы подтвердить квалификацию. И чтобы выбрать психолога, надо иметь хотя бы минимальную психологическую грамотность и распознавать токсичное поведение.

Психолог может быть токсичным! Он не сломает жизнь, но может доставить неприятные эмоции. Опасность только в том, что будет испорчено настроение и не получен ожидаемый результат. Но ведь и результат далеко не всегда достижим за одну встречу!

Лично я рекомендую проверять, есть ли у психолога диплом государственного образца, который подтверждает многолетнее образование. 250 часов - это не образование, а просто бумажка. Можно спросить, сколько часов личной психотерапии у специалиста, посещает ли он супервизора. Можно поинтересоваться именами психотерапевта и супервизора, это не является личной информацией, которую можно и нужно скрывать от клиента. А лучше всего выбирать психолога на сайтах институтов в разделе "Рекомендованные специалисты".

Может ли психолог навредить клиенту

Я много раз обсуждала этот вопрос со своими консультантами, практикующими психологами, преподавателями психологии и преподавателями институтов гештальт-терапии. Все они сходятся во мнении, что навредить клиенту можно, но для этого нужно осознанно вредить и делать это регулярно, на нескольких встречах с клиентом.

То, что клиенты обычно называют вредом - это столкновение клиентов с их старыми травмами, о которых клиенты не знали. Чаще всего в отношениях с психологами всплывает то, что много лет было в подсознании клиента.

Чтобы помочь клиенту, нужно выявить его боль. Точно так же врач пальпирует тело клиента, чтобы найти болезненную зону для постановки диагноза. Часто без такой диагностики невозможно распознать болезнь и назначить правильное лечение. Но наверняка никто из больных не жаловался на то, что врач, осматривая, сделал больно.

Взрослые понимают, что таков протокол диагностики. А в случае с психологами очень удобно обвинять психолога в причинении боли, чтобы не найти причины своей проблемы и не начать лечение.

Так ведут себя маленькие дети, которые отказываются сдавать кровь или лечить зубы. Это неприятно! Но тем и отличается ребёнок от взрослого, что взрослый осознаёт ситуацию по-взрослому. К большой печали, психологически взрослых людей очень мало. Поэтому все тухлые помидоры летят от психологически незрелых людей в психологов.