Многие важные события случаются из-за каких-то мелочей или вообще, из-за, казалось бы, не связанных с ними напрямую вещей. Прямо как в одном известном стихотворение, где
«...Враг вступает в город,
Пленных не шадя,
Оттого что в кузнице
Не было гвоздя».
Только в этой истории «гвоздей», а точнее, сена и овса оказалось слишком много.
В ходе Семилетней войны русская армия побывала в Берлине, захватила Кёнигсберг, жителей которого даже привели к присяге императрице Елизавете Петровне. Но потом власть в Петербурге сменилась, так как сначала пришел последний час Елизаветы Петровны, а потом любимая супруга помогла приблизиться последнему часу Петра Фёдоровича. Результатом всех этих событий стал выход России из войны, после чего запасенный русскими интендантами фураж, находящийся на складах в Германии, оказался не нужен.
Этот фураж, то есть сено и зерно, перекупил по сходной цене один из самых богатых тогдашних европейских дельцов - Иоганн-Эрнст Гоцковский. Состояние он сколотил на перепродаже и спекуляциях с военным имуществом в бесконечных войнах «в кружевах», которые гремели в Европе в середине XVIII века.
Гоцковский рассчитывал перепродать этот фураж одной из воюющих сторон по сходной цене, хорошо наварив на такой сделке, так как у русских фураж удалось купить недорого.
Но тут случился небольшой сюрприз...
Война закончилась, так как оказалось, что все участники конфликта капитально разорились и подрастеряли свои армии. В результате столько сена стало не нужно и цены на фураж упали и Гоцковский остался без денег, но с фуражом, который теперь было некуда пристроить.
Чтобы как-то поправить дела, ему пришлось решиться на продажу коллекции картин фламандских живописцев. В коллекции имелось 225 полотен, стоивших приличную сумму денег.
Гоцковский предложил эти картины победителю в Семилетней войне - королю Пруссии Фридриху. Но у того, в казне "мышь повесилась" - денег не имелось от слова совсем, поэтому Фридрих от столь лестного предложения отказался. И тогда Гоцковского спасла немка, неплохо устроившаяся в далеком и заснеженном Петербурге:
- Что там у вас? Картины?! Много?! Хорошие?! Заверните все и не забудьте предоставить скидку за оптовую покупку.
Так коллекция Гоцковского оказалась в стольном городе Петербурге, так как её покупательницей стала Екатерина II. Там эти картины развесили по стенам в Зимнем дворце, с чего собственно и начался Эрмитаж.
Так что, если бы не цена на сено, еще не факт, что такая коллекция подвернулась бы Екатерине. И Эрмитаж, может быть, состоялся. А может быть, и нет.