Найти в Дзене
ManGO! Games

Вебинары – не самое рациональное вложение средств

Оглавление
Почему многие эксперты считают, что вебинар не очень подходит для корпоративного обучения?
Почему многие эксперты считают, что вебинар не очень подходит для корпоративного обучения?

Почему многие эксперты считают, что вебинар не очень подходит для корпоративного обучения? Раньше вебинары были так популярны, и вот, казалось бы, онлайн-обучение имеет максимальную поддержку, а вебинарами интересуются все меньше. Разбираемся.

Когда вебинары потеснили очные тренинги, прорыва не произошло. Вебинар оказался не лучшим решением и был в свою очередь потеснен более эффективными форматами, даже несмотря на то, что новые форматы формировались и совершенствовались на ходу. Это было рискованно, но стоило того, поскольку перед большинством компаний стала более важная задача – найти способ более рационального вложения средств в онлайн-обучение.

Забегая наперед, можем сказать, что место вебинаров уверенно заняли онлайн-тренинги. Разберемся, какие были альтернативы и завершен ли уже сейчас этот процесс.

Чем привлекательны вебинары

Вспомним, почему в компании пришли вебинары. Вебинары как формат обучения были известны давно – это был комфортный способ общаться с целевой аудиторией, делиться знаниями с клиентами и партнерами, расширять кругозор сотрудников.

Их любили проводить и в них любили участвовать. Организовать вебинар просто, его реализация требует минимум затрат – не нужны ни транспортные расходы, ни помещение. Экономия времени и средств привлекала как организаторов, так и участников. Даже само участие в вебинаре ни к чему не обязывает – можно заниматься своими делами, а по окончанию получить запись, чтобы при необходимости прослушать еще раз.

Просто организовать, легко позвать на вебинар, количество участников практически не ограничено, есть возможность пригласить эксперта, чтобы повысить охваты.

Прорыв в корпоративном обучении не случился

И все же в корпоративном обучении прорыва не наблюдалось. Причем, практически сразу, как только все вынуждены были уйти в онлайн.

До ковида компании предпочитали очные бизнес-тренинги – у них были на это причины и возможности: очные бизнес-тренинги более эффективны, у компаний были на них средства, а ограничений для очных мероприятий еще не было.

При этом в компаниях давно использовались различные LMS (Learning Management System) или СДО (Система дистанционного образования).

Ковид дал вебинарам шанс проявить свои возможности и преимущества. Со временем компании поняли, что разрыв между затратами и полученным результатом их не устраивает. Особенно заметным он оказался в онбординге, тайм-менеджменте, в продажах и в управленческих навыках.

Причин было несколько:

  • Внутренние тренеры выгорали – им приходилось проводить вебинары без привычной подпитки от участников.
  • Оплата сторонним тренерам не намного отличалась от оплаты офлайн-тренингов, а результаты обучения были гораздо ниже.

LMS – альтернатива?

Реакцией компаний на эту ситуацию стало активное разворачивание LMS и разработка собственных курсов. В 2020 году возрос спрос на видеокурсы, самым популярным стал стандарт SCORM (структура курса, совместимая с большинством LMS). Их можно было купить готовыми или заказать разработку.

В 2021-м компании насытили свои LMS готовыми курсами и поняли, что опять не все учли. Готовые курсы не учитывали специфику конкретных компаний, а их эффективность оставляла желать лучшего. Что делать дальше? Всего много, пользы мало, средства потрачены.

Начались поиски. Среди хорошей альтернативы выделялись:

  • видеокурс + воркшоп,
  • онлайн-тренинг,
  • гибридные форматы.

Курс «под себя»

Сейчас компаниям понятно: бесплатные и готовые курсы – все равно потеря средств, ведь их нужно обслуживать, сотрудники тратят свое время, и если эффективность их работы не повышается – компания недополучает.

Выводы сделаны: если создание курса – то с учетом своей специфики, «под себя», если экономить на создании курсов – то за счет хорошо обученных внутренних методологов и тренеров.

Лучше всего с точки зрения затрат и отдачи показали себя качественные авторские курсы, которые созданы для компании и остаются внутри. Такой курс – стратегическая инвестиция в ближайшее будущее компании, экономия средств и потенциально быстрый результат.

Осталось понять, что такое хороший курс. Несколько советов, которые приблизят вас к желаемому мастерству.

Что такое хороший курс

1. Чтобы создать хороший курс и быстро получить выгоду от него, выберите тему, которая больше всего важна компании, нужна максимально большому количеству сотрудников, закроет максимальное количество проблем и узких мест компании.

Найдите время на фасилитационную сессию, чтобы определять такие темы, проведите деловую игру с командами, чтобы всего за пару часов определить самые острые потребности в обучении, проведите тестирование и выявите, в каких знаниях и навыках больше всего нуждаются ваши сотрудники.

2. Определитесь с ограничениями – чего не должно быть в курсе, а без чего он был бы бессмысленным.

3. Определитесь с тем, что включить в обязательные, а что в дополнительные материалы.

4. Продумайте, какие форматы заданий желательны, и почему. Основные варианты: самостоятельная работа, обратная связь от экспертов, тестирование, отсутствие заданий. Советуйтесь с методологами. Обеспечьте своих методологов поддержкой экспертов – консультационной поддержкой, обучением или менторингом. Разработайте с экспертами программу курса.

5. Подберите подрядчика для разработки видеоуроков. Тщательно подбирайте исполнителя, максимально открыто делитесь с разработчиками вашими задачами и ожиданиями. Полученный продукт должен соответствовать корпоративному брендбуку и корпоративной культуре, а не только отвечать ожиданиям по цене. Работая над этим этапом, помните, что этот курс – инвестиция.

6. Примите и разместите курс на LMS, пользуйтесь на этом этапе услугами экспертов по методологии или привлекайте внутреннюю экспертизу.

7. Протестируйте курс на первой группе и соберите подробную обратную связь.

8. Доработайте курс с учетом ОС.

На данный момент кастомный курс, разработанный внутри с привлечением экспертов по методологии, лучшее решение с точки зрения рациональности вложений. Однако и на этом не стоит останавливаться: форматы эволюционируют, идеи по массовому обучению сотрудников продолжают появляться, остается следить за трендами!

Не забудьте подписаться на нашу рассылку, чтобы быть в курсе нового и актуального!