По архивным материалам Пензенской губернии одним из самых известных «мастеров»-оскопителей был выходец из Курской губернии Черных, оскопивший в 60-х годах XIX века 106 человек. Для сравнения: Бирюков из Орловской губернии оскопил 43 человека, а Носенко из Харьковской – 60.
В Государственном архиве Курской области отложилась переписка 1864 – 1868 годов между Курским и Таврическим губернаторами по поводу обнаружения в Бердянском уезде Таврической губернии большого числа скопцов. Сектанты эти все как один почитали за «Царицу Небесную», за «Богородицу», некую Акулину Ивановну, проживавшую в уездном Белгороде Курской губернии. В действительности еще с XVIII столетия было известно несколько блаженных, богохульных, в общем сумасшедших Акулин, которые выдавали себя за Императрицу Елизавету Петровну, за матушку основателя секты Кондратия Селиванова и т.д. В большинстве случаев Акулинами назывались бывшие монахини, у которых от монастырской жизни случались видения и припадки. Они покидали пределы обителей и начинали сколачивать свои сектантские общины. Сохранилась скопческая молитва «святой» Акулине:
Дай к нам Господи
Дай к нам Иисусе Христе,
Дай к нам сыне Божий,
Помилуй нас пресвятая Богородица Акулина Ивановна
Упросили о нас сына своего и Бога нашего.
Тобою спасутся души наши многогрешные на земле.
Несмотря на карательные меры, приверженцы этого учения в нашем крае не перевелись и в дальнейшем. Согласно отчетам противосектантской епархиальной миссии, скопческая община Курщины к концу XIX века являлась самой многочисленной после московской и петербургской. География распространения мистического сектантства включала около 50 населенных пунктов, охватывая такие крупные уезды, как Курский, Обоянский, Суджанский, Тимский, Фатежский и Щигровский.
16 марта 1865 года к судебному следователю Курска явились три человека и заявили, что они оскоплены солдатом Масловым. Вместе с ними пришел и сам солдат Маслов, подтвердив эти показания. На следующий день пришли еще несколько человек, также оскопленные Масловым. Всего за некоторое время набралось аж 114 человек, оскопленных этим солдатом. Власти пришли к выводу, что Маслов, может и оскопил кого, но действовал не один. Просто он взял на себя вину за прочих оскопителей, не попавших в поле зрения полиции. Явившегося с повинной отправили по этапу в Сибирь, а его подельники продолжали изуверствовать на территории губернии. Кстати, вскоре полиция задержала за похожее преступление некоего «охранителя скопчества» Ковынева и определила его в Курский острог до выяснения всех обстоятельств (Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. Судебные речи. М., 1967. С. 148, 149).
Первый крупный судебный процесс над курскими скопцами состоялся в Белгороде в 1869 году. Тогда уголовному преследованию подвергли ровно 100 скопцов. После тщательного разбирательства 33 из них были осуждены, а остальные, за неимением признаков оскопления, отпущены на свободу (Кутепов К.В. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882. С. 265, 266).
В 1866 году, английский путешественник Уильям Диксон (1821 – 1879) побывал в США, где основательно изучил многие американские секты. В 1870 году с теми же научными целями он посетил с Россию. Из всего многообразия российских сектантов Диксон с удивлением выделял скопцов: «Они появляются в магазинах и на улицах как привидения… Они не играют и не ссорятся, не лгут и не воруют… Секта секретна… Ее члены кажутся такими же, как все люди, и не обнаруживают себя в течение всей жизни; многие из них занимают высокие посты в этом мире; их принципы остаются неизвестны тем, кто считает их своими друзьями… Известно, что они богаты, говорят, что они щедры… Все банкиры и ювелиры, сделавшие большие деньги, подозреваются в том, что они – Голуби…»
В 1871 году в Курском окружном суде слушалось дело о самооскоплении государственного крестьянина Антона Иванова Дуракова из села Случни Долговской волости Курского уезда. В ходе разбирательства выяснилось, что Дураков самооскопился или был оскоплён ещё в сентябре 1867 году, причём действовал он с «полным разумением». Тогда суд в отношении Дуракова постановил: «лишить всех прав состояния, сослать на отдалённый край Восточной Сибири с поручением его строжайшему надзору тамошнего гражданского начальства» (ГАКО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 419). В том же году тем же судом и туда же по этапу были отправлены еще четыре курских крестьянина.
По данным профессора КГУ А.Н. Курцева в 1872 году Курский окружной суд приговорил к ссылке в Сибирь целое сообщество скопцов из сел Березовец и Никольское Фатежского уезда. За самооскопление были осуждены пять крестьян от 35 до 42 лет и 13-летний подросток. Как видно, даже ребенок не заслужил снисхождения ввиду отсутствия в законодательстве за данное преступление «изъятий по возрасту». Также за распространение ереси наказанию подверглись трое мужчин от 40 до 50 лет и одна женщина Фекла Жукова 58 лет.