Найти тему

Из хроники репрессий: 24 мая

Оглавление

1918. Май, 24

НКЮ РСФСР направил местным органам юстиции циркуляр с указанием о том, что трудовая жизнь обязательна для заключенных в тюрьмах. При этом часть заработанных денег должна поступать в государственную казну. Таким образом, была предпринята попытка установления самоокупаемости мест лишения свободы за счет средств осужденных.

[Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев «Центрполиграф», 2014]

1925. Май, 24

В Суздальском политизоляторе приговорен к трем годам ссылки в Сибирь в Нарымский край Леонид Израилович Блох (1901), социал-демократ, член Бунда.

Из семьи кустаря города Днепропетровска. Закончил Институт народного хозяйства, статистик. Был арестован 14 марта 1923 года, обвинен в активной меньшевистской работе, находился во внутренней тюрьме в Москве. Был приговорен к двум годам Соловецких лагерей и с сентября 1923 находился в Соловецком лагере особого назначения, потом в лагере в городе Кемь.

В мае 1925 из Суздальского политизолятора был направлен в ссылку в Сибирь. С июня 1925 по октябрь 1926 жил в селе Каргасок Нарымского края. С 1928 отбывал ссылку в Саратове.

Повторно арестован 16 сентября 1930, находился в Саратовском изоляторе. За антисоветскую деятельность был приговорен к 3 годам Верхнеуральского политизолятора, где находился с 1930 по апрель 1932. Позже жил в ссылке в Минусинске, был уволен с работы. Дальнейшая судьба неизвестна.

Реабилитирован в феврале 1990 года.

[Материалы к биографическому словарю социалистов и анархистов, НИПЦ "Мемориал"; Материалы к книге памяти Саратовской области.]

-2

1946. Май, 24

В Мариинском ИТЛ умер заключенный Аркадий Николаевич Пепеляев, врач, брат премьер-министра Временного Сибирского правительства В.Н. Пепеляева и генерала колчаковской армии А.Н. Пепеляева.

Родился в 1888 в Томске. Выбрав путь отца и решив стать военным, закончил Омский кадетский корпус, затем в 1912 с отличием Военно-медицинскую академию и вернулся в Сибирь. Начал служить в Тюмени в должности младшего ординатора военного лазарета, затем в Омке в военном госпитале.

С началом Первой мировой войны начал воевать на Юго-Западном фронте вместе с женой, окончившей курсы сестер милосердия. Служил в должности главного врача полевого госпиталя. За участие в боевых действиях за неполных два года был награжден четырьмя орденами: двумя орденами Св. Станислава и двумя орденами Св. Анны, получил чин капитана медицинской службы. В марте 1918 с военной службы уволился и поступил врачом-эпидемиологом городской больницы.

С началом гражданской войны был мобилизован Временным Сибирским правительством на фронт, служил начальником лазарета, получил чин подполковника медицинской службы. При отступлении колчаковских войск в Иркутске попал в плен и был впервые арестован большевиками за хранение бумаг своего брата Виктора, касающихся расстрела в Екатеринбурге царской семьи, через два месяца ареста освобожден. Возвратившись в Омск, работал как врач-отоларинголог.

Вторично арестован 23 июня 1941 и в феврале 1942 осужден по обвинению в антисоветской пропаганде к заключению на 10 лет лагерей. С июня 1942 отбывал заключение в Сибирском ИТЛ НКВД СССР (город Мариинск, село Суслово, село Ново-Ивановка).

Умер 24 мая 1946 в Центральном госпитале Мариинского отделения Сиблага. Реабилитирован в октябре 1956 года.

***

В 1920 в Иркутске был расстрелян вместе с адмиралом А.В. Колчаком его старший брат Виктор Николаевич Пепеляев, премьер-министр в правительстве А.В. Колчака.

В 1933 осужден и умер в Гулаге его брат Михаил Николаевич Пепеляев, служивший в Томске художником.

В 1937 расстрелян его брат Анатолий Николаевич Пепеляев (генерал Колчаковской армии).

***

В дополнение хотелось бы привести несколько отрывков из очерка Владимира Иголкина «Судьба братьев Пепеляевых».

-4

«Атмосфера постоянного страха и, возможно, обреченности, в которой жила семья все последующие годы, не подавила в выпускнике Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, окончившем ее с отличием, лучших качеств российского интеллигента – способности анализировать и адекватно оценивать действительность, критически мыслить. В беседах в кругу сослуживцев он квалифицировал постановление правительства, строго карающее самовольный уход с производства, как ущемление личных свобод. Во введении 8-часового рабочего дня для медперсонала видел замаскированное снижение зарплаты, наступление на жизненный уровень, сетовал вопреки победным реляциям официального агитпропа на то, что из-за слишком высоких темпов индустриализации мало внимания уделяется легкой промышленности, что ведет к исчезновению с рынка товаров широкого потребления и падению реальной стоимости рубля. Не одобрял Аркадий Николаевич и коллективизацию, которая, по его мнению, оборачивается истощением сельского хозяйства, вызывает недовольство крестьянства, создает дефицит продовольствия в стране. Чтобы дойти до таких очевидных вещей, понятно, не обязательно быть семи пядей во лбу. Но большинство предпочитало об этом молчать. Аркадий Николаевич в силу своих представлений о порядочности и достоинстве чувствовал необходимость высказаться.

За ним пришли в роковой для страны день, в ночь на 23 июня 1941 года. Не раньше и не позже. И в этом тоже была своя логика. Далеко на западе немецкие танковые клинья, легко преодолев границу, уже устремились на советскую территорию, сея разрушения, панику и неразбериху. На приграничных аэродромах догорали искореженные самолеты, так и не поднявшиеся в воздух из-за нехватки боекомплекта, горючего, а то и просто из-за элементарного отсутствия приказа. А в глубоком тылу репрессивная машина тоталитарного режима работала как хорошо отлаженный механизм. В ее жернова бывший, как записал в его анкетных данных следователь УНКВД, потомственный дворянин угодил не только и не столько из-за своего образа мыслей. Почему, впрочем, бывший? Ведь дворянин – это не только классовое понятие, означающее принадлежность к сословию людей, состоящих на службе государству, а еще стиль поведения в жизни, манера держаться, воспитание. Все, словом, то, что сейчас принято называть модным иностранным словом «менталитет». Так что социальное происхождение здесь ни при чем.

Заканчивая академию, молодые военные медики давали клятву. Это своего рода кодекс корпоративной чести: «Обещаю быть справедливым к своим товарищам врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия». И какая здесь, в принципе, разница – идет ли речь о человеческих немощах или о недугах, которым подвержено общество? [...]

Роковую роль в судьбе Аркадия Николаевича сыграли двое его коллег-медиков. Допрошенные как свидетели, они дали показания о его критических суждениях, высказанных в разное время в доверительных частных беседах. Этого вполне хватило для обвинения в антисоветской агитации. [...]

Приговор особого совещания – стандартная по тем временам «десятка» с отбыванием в Мариинских лагерях. Отсюда, из Кемеровской области, в конце августа 1944 года наркому госбезопасности уходит письмо в голубом самодельном конверте с летчиком на 30-копеечной почтовой марке.

Находясь в заключении в исправительно-трудовых лагерях четвертый год, пишет Аркадий Николаевич, и считая, что главной причиной моего ареста и изоляции послужила моя принадлежность к известной по истории гражданской войны в Сибири фамилии Пепеляевых, нахожу возможным и своевременным в настоящий момент, когда победа Советской власти над фашистами обеспечена и неизбежна, обратиться с просьбой о пересмотре моего дела, о прекращении против меня репрессии и о предоставлении мне возможности доказать преданность Советской власти работой на фронте в качестве врача».

Полные достоинства слова – автор просит не о помиловании, не умоляет о пощаде. Так и хочется добавить за него еще одну короткую фразу: «Честь имею!» За сдержанным, сугубо деловым тоном письма решительная попытка бросить вызов судьбе, изменить ее. Чем она вызвана – отчаянием, безысходностью? Скорее, другое. То, что впитано с молоком матери, – свое понимание о долге, патриотизме»...

-5

Источники и литература:

Архив Мемориального музея;

Черказьянова И.В. Семья Пепеляевых // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1993. № 2;

В. Привалихин. Из рода Пепеляевых// Выходной. 8 февраля 2003.

Владимир Иголкин «Судьба братьев Пепеляевых».

-6

Полную информацию вы можете посмотреть в личной карточке «Аркадий Николаевич Пепеляев» Томского мартиролога.

27 мая 2023 года в музее пройдет лекция старшего научного сотрудника Центра изучения исторической памяти, сооснователя мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Василия Ханевича, посвященная судьбам членов семьи томской династии Пепеляевых.